Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Круглый стол

Вне учебная и творческая деятельность

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коммунаровская средняя общеобразовательная школа»

Есть ли герои нашего времени?

Круглый стол

                                                

 

 

 

 

 

                                  Подготовила и провела учитель истории Бугаева Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма проведения:   Круглый стол.

 

Эпиграф

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека.

Но героические поступки не совершают случайно.

К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные,

через ту самую повседневность,

которая временами становится самым трудным испытанием»

(Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

Цели: воспитание чувства патриотизма, чувство гордости и уважения к своему народу, чувство милосердия и сострадания к ближнему.

Задачи: Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как     слагаемых внутренней красоты человека, вызвать у детей чувство уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.

Оборудование : Презентация «Герои наших дней»? Видеоролики: « Экстремисты в России»,«Фронтовые события на Украине», к/ф «Офицеры», плакаты: 9 мая- 70 лет Великой Победы

  

Ход мероприятия

В помещении находятся группы 9,10,11-х классов

Ведущий- учитель: Объявляет тему мероприятия. Сегодня мы обсудим вопросы:

1. Есть ли герои у нашего времени?

2. Кто такой герой? Какими качествами он обладает?

3. Какие поступки можно назвать героическими?

Показ видеосюжета к/ф «Офицеры»

Учитель- ведущий :

В этом году наша страна будет праздновать 70- летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Наше мероприятие мы посвящаем этой дате.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются, а носят экстремистский характер. Прежде всего , когда мы говорим патриотизм – для нас это значит герой. Кто такой герой ?
Герой – выдающийся своей храбростью , доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг.  

Что такое подвиг? Как вы считаете?

Ответы обучающихся.

Диалог ведущих.

1 ведущий: В разные времена понятие о героях, подвиге были различными

На Руси с древних времен почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой , защищали землю – матушку, трудились во славу Родины . В литературных произведениях, в полотнах художников , творениях композиторов был воспет подвиг народа русского.

2 ведущий Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! В этом году 70 лет отделят нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героев, которые отдавали свою жизнь за возможность жить и радоваться миру.

За послевоенные годы родились и выросли уже несколько поколений россиян. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80лет. Их становится с каждым днём всё меньше.

1ведущий: Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Наша задача сохранить и передать историческую память о великом подвиге нашей Родины следующим поколениям. Мы обязаны знать и помнить героические поступки нашего народа, так как они отстояли свободу и независимость Родины, победив страшного врага , знать историческую правду. Очень обидно, что правители некоторых стран, и в первую Украины, жители которой в годы Отечественной войны бок о бок сражались со всем многонациональным народом за победу , начинают переписывать историю этих трагических, героических и победных лет.  

2 ведущий: Этому есть и объяснение .На Украине к власти пришли политики фашистской идеологии. В целях оправдания своего режима , как показывает история, они ищут внешних врагов и переписывают прошедшие события мирового развития в своих целях. Из истории мы знаем, почему европейские страны поддерживают фашистский режим на Украине, им надо столкнуть Украину с РФ , развязать мировую войну и тем самым разорить, ослабить , отбросить в своем развитии Россию. История повторяется. Такой же сценарий был в 30-е годы в Европе, когда к власти в Германии пришел Гитлер . Тогда политика умиротворения Германии привела к развязывании 2-й мировой войны, к столкновению могучей по тем временам страны СССР и Германии. Каков итог мы знаем.

1ведущий:  Победа в Великой Отечественной войне была одержана благодаря героизму, мужеству всего народа. Участвовали в борьбе за свободу и старики , и дети, и мужчины и женщины, и солдаты и гражданское население. Миллионы людей долее, чем 100 национальностей защищали свою Родину. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа. Миллионы людей получили награды, а еще миллионы может и не получили того , что заслужили. На войне наблюдался массовый героизм. Люди на фронте и в тылу, не задумываясь, отдавали свои жизни за Победу.

 

2.Давайте все минуту помолчим,

Пусть слезы навернутся на ресницы,

Фронтовикам война доныне снится

И тем, кого ничем не воскресим,

Давайте все минуту помолчим.

Мы жизнью им обязаны на свете –

И сами мы и даже наши дети.

Их подвиг не забыт, не повторим.

Давайте все минуту помолчим.

Минута молчания

 

2 ведущий: Многих героев Великой Отечественной войны мы не знаем, а ещё больше осталось неизвестных в тылу врага! Эти люди совершили подвиг на войне во имя спасения жизни других людей.

Предлагаю вспомнить некоторых из героев , прославившихся в Великой Отечественной войне на территории Курского края

3 Ученик- На перекрёстке дорог Белое, Обоянь, Курск, Суджа стоит памятный знак летчику А.К.Горовцу и его товарищам. Почему здесь?

В 1, 5 км от поселка Коммунар был расположен советский аэродром, с которого совершил свой последний вылет Герой Советского Союза старший лейтенант А.К.Горовец.

Какой подвиг он совершил?

9 июля 1943года , на 4-день Курской битвы эскадрилья самолетов Ла-5 после патрулирования возвращалась на свой аэродром. Замыкающим, как было заранее договорено, шел заместитель командира эскадрильи Александр Горовец. Вскоре он заметил до 20 вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88», следовавших курсом к нашему переднему краю. Горовец попытался доложить об этом своему ведущему капитану А. И. Мишустину, но его рация вышла из строя. И тогда Александр один ринулся навстречу врагу. Он принял решение : вступить в бой с противником. Он уничтожил 8 вражеских самолетов, а когда загорелся девятый вражеский бомбардировщик, в баках истребителя остались считанные литры горючего, кончились боеприпасы. В следyющее мгновение огненные тpассы вpажеских самолётов впились в безоpyжный Ла-5, и он пеpешёл в отвесное пикиpование...

Трудно сказать, о чём он думал? Подвиг Горовца не имеет себе равных в истории мировой авиации. Это единственный летчик в мире, сбивший такое количество самолетов в одном бою.

4. Ученик- Кто бывает в Курске , знает о том, что там есть улица Кати Зеленко, но не многие знают, кто она, чем занималась. Старший лейтенант Екатерина Ивановна Зеленко – первая и единственная в мире из летчиц, совершившая таран немецкого самолета. Зеленко Екатерина Ивановна родилась на Украине в 1916 году. В раннем детстве переехала с родителями в Курск, там и окончила школу.. С малых лет Катя мечтала о полетах, с замиранием сердца смотрела на пролетавшие аэропланы. Она уже тогда бредила небом. Сбивая угловатые коленки, Катя ловко забиралась на крышу своей «башни», чтобы на какое-то мгновение снова почувствовать себя птицей и, раскрыв свой зонтик-парашют, в который раз спрыгнуть вниз. Однажды, после очередного прыжка она аккуратно сложила свой зонт и уверенно объявила: «Я буду летчицей».Наверное, никто бы и не вспомнил эту историю, спустя годы, если бы Катя не сдержала свое слово. Она принимала участие в воздушных боях в период советско- финской войны. С первых дней Великой Отечественной войны она на фронте. Ее первый боевой вылет состоялся пятого июля 1941 года, последний двенадцатого сентября 1941 года.За этот короткий период   успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях.

12 сентября 1941был ее последний бой. В этот день она совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны , Сумской области, два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапасы, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама.

Это был первый и единственный в мире случай воздушного тарана, совершенного летчицей, женщиной. Неравный воздушный бой русского летчика с семью фашистскими самолетами проходил на глазах десятка местных жителей. Именно они стали живыми свидетелями воздушного тарана, совершенного летчицей. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 5 мая1990года.

4. Ученик

 

Я расскажу о своем прадедушке, которого никогда не видела даже моя мама, -это Литвищенко Григорий Федорович .Он родился в 1906 г. на хуторе Курочкино Беловского района. Когда он уходил на фронт у него дома осталась его мама, жена и маленькая дочь- моя бабушка. В 1941 году его призвали в армию и сразу отправили на фронт. К августу 1943 года старший сержант Григорий Федорович Литвищенко был уже помощником командира взвода 383-го стрелкового полка 121-й стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта. Мой прадедушка был участником Курской битвы.   В Приказе командования отмечалось, что во время наступления на город Рыльск являлся помощником командира взвода стрелковой роты. Несмотря на огонь пулеметов и минометов противника, он вел свое подразделение на врага, смело и уверенно. Благодаря его смелым действиям остальные подразделения батальона, увлекаемые личной отвагой Литвищенко, ринулись вперед и атаковали рыльский гарнизон. Противник не выдержал и бежал. Подразделение Литвищенко в этом бою уничтожило около 100 гитлеровцев. Он освобождал Украину. В числе первых форсировал реку Сейм. 27 сентября 1943 года во время боёв на западном берегу Днепра мой прадедушка заменил собой погибшего командира взвода.

Он погиб в районе города Тернополь 26 апреля 1944г. Моему прадедушке, Литвищенко Г.Ф.17 октября 1943 года было присвоено   звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он был также награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. У нас дома нет его наград, их не взяла его жена. Она решила так. Он погиб за Родину, значит и его награды пускай будут в музее . Я никогда не видел своего прадедушку ,но я горжусь им.

Ученик 5. Мы хотим рассказать о Гриценко Наталье Алексеевне и Полиенко Марии Афанасьевне. Им было по 21 году когда началась война. Обе работали учителями начальных классов в Беловском районе. Гриценко в Беловской школе,а в Кривицко Будской школе.   Гриценко   окончила Кондратовскую школу, а Полиенко – нашу, Коммунаровскую школу.    

С началом войны Наталью Алексеевну оставили в тылу врага для выполнения заданий штаба Брянского, а позднее Воронежского фронта. Разведчица штаба фронта Наталья Гриценко работала в Льговской организации « Молодая гвардия» на имя Натальи Милых , под позывным псевдоним « Фиалка». «Фиалка» оперативно доставляла через эфир важные разведданные штабу фронта. После гибели молодогвардейцев Наташа перебралась в Коренево. Здесь она была до конца декабря 1942 года. Но быть в Коренево ей стало опасно. Ей сообщили, что в полицию поступил донос: она часто и надолго отлучается из села. Она ушла из Коренева, чтобы вернуться в разведцентр фронта. Семь раз она переходила линию фронта, сообщала в центр ценные сведения о расположении немецких войск, об их передвижении со станции Льгов. Когда осенью 1942 года начались аресты подпольщиков Обояни, ее тоже арестовали, но ей удалось бежать. После освобождения частями Красной армии территории Курской области ушла на фронт вместе с действующей армией. Там она познакомилась с будущим мужем- Загиевым Михаилом. После войны уехала с мужем на его Родину, в Кисловодск. Работала учителем начальных классов. Вместе с мужем вырастили дочь и сына. Умерла в 2008 году.

 

   Ученик 6 «Ромашка» под таким псевдонимом работала в тылу противника в годы Великой отечественной войны вместе с Гриценко Н.А Полиенко Мария Афанасьевна. По решению Обоянского райкома партии была рекомендована разведотделу 40- армии и оставлена на оккупированной территории для ведения разведки о дислокации и продвижении немецких войск на территории Беловского, Суджанского, Обоянского, Солнцевского, Ивнянского районов Курской области. Вместе с Натальей Гриценко семь раз переходила линию фронта и доставляла данные о противнике в разведотдел 40-й армии. Мария Афанасьевна сопровождала советских разведчиков в тыл противника и собирала для них данные. При выполнении боевого задания в районе Солнцева была схвачена немцами и подверглась пыткам в Солнцево, а затем в немецком гестапо Обояни и в Зорино. Не смотря на жестокие пытки противника, она выстояла, выдержала и не предала боевых товарищей. Мария Афанасьевна будет вспоминать: « Оказывается среди нас появился предатель. Когда мы заподозрили , было уже поздно. Он нас предал и по его вине мы оказались в руках гестапо». После освобождения Беловского района от немецких войск , Мария Афанасьевна осталась в родном районе. Все свои силы , умения отдавала воспитанию подрастающего поколения, воспитывая своим примером патриотов Родины. Работала учителем и завучем в Коммунаровской школе, а позже всю свою жизнь проработала директором Щеголянской школы и учителем литературы.

Мария Афанасьевна Полиенко и Наталья Алексеевна Гриценко были награждены орденом Отечественной войны

Учитель .  Вы прослушали только небольшие рассказы о нескольких героях . Они и все кто поднялся на защиту Отечества в 1941 году –герои. Они отстояли свободу и независимость Родины.

2 февраля 2015 года главнокомандующий   Польши возмущался , почему, по какому праву День Победы отмечают в Москве , русские , а не в какой либо европейской стране.

Вы как бы ответили ему на поставленный им вопрос , если бы у вас была возможность прямого диалога с ним?

Ответы обучающихся.

                      

Учитель: Подводит итог высказываний.

Учитель:   Есть ли герои у нашего времени? Кто они? Какими качествами они обладают? Какие поступки можно назвать героическими . Об этом мы сейчас и поговорим.

Однажды , один из учеников ученик 1-го моего выпуска после классного часа о пионерах-героях и их подвигах во время Великой Отечественной войны, в 6 классе , мне сказал: «На войне легко быть героем. Если бы была война, то и я совершил бы подвиг».

Прав ли он был ?

 

Ответы

 

А в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя?

Ученик :Я не согласна с точкой зрения вашего ученика. Думаю, что подвигу всегда есть место в жизни. Поэтому   подвиг можно совершить и в мирной жизни. Кто то из мудрецов подметил, что «Герой не храбрее обычного человека, но он сохраняет храбрость на пять минут дольше» А кто он – герой нашего времени? С виду обыкновенный человек, который в критической ситуации совершает героический подвиг, даже в ущерб своей жизни

В 9 классе я услышала из телевизионной передачи» Вести»   о поступке Сергея Солнечникова. В марте 2012 года во время учений солдат, проходящих военную службу по призыву, — 19-летний рядовой Максим Журавлёв из положения «стоя» неудачно бросил гранату . Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью: разрыв селезёнки и печени, осколочные ранения сердца и лёгких.

На следующий день после гибели Сергея Солнечникова по данному факту возбуждено уголовное дело. Военно-следственный отдел по Белогорскому гарнизону приступил к предварительному расследованию всех обстоятельств случившегося

2 апреля 2012 года С. А. Солнечников с воинскими почестями похоронен на городском кладбище № 2 в городе Волжский Волгоградской области, в котором проживают его родители и родная сестра.

3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Разве это не подвиг, а ведь он был совершен в мирное время. В этом поступке проявилась   смелость, храбрость, самопожертвование.

 

Учитель:   Я думаю, что иначе , он майор вооруженных сил поступить не мог.

Ученик излагает свою точку зрения ( пример, Почему, он ведь мог и оттолкнуть солдата от беды, а оставить , зная при этом , что 19 летний юноша погибнет. Как знать, какими были бы последствия   будь на месте майора Солнечникова кто то другой,тем более , что на учениях допускается гибель 3% личного состава.

 

Учитель : Давайте продолжим разговор. Я вот думаю, а возможно такие поступки единичны в наши дни

 

Ученик: . Я попробую ответить на ваш вопрос. Считаю, что поступок, совершенный Солнечниковым не единичный случай в наше время. И сегодня людей, которые живут по законам чести и совести, можно назвать героями . Зачастую их имена неизвестны, но они — настоящие герои. Благодаря их самопожертвованиям другие продолжают жить.

Вот как в этой , например, ситуации.

День был ясный, сухой и холодный. Учитель начальной военной подготовки средней школы Юрий Лелюков посмотрел в окно и взял со стола одну из учебных гранат. - Внимание, - сказал он двадцати шести ребятам, сидящим в классе.- Вы давно просили показать принцип обращения с гранатой. Надеюсь, вам эта штука в жизни не пригодится, но тем не менее: слушайте, смотрите и запоминайте!.. Значит, так: чтобы привести гранату в боевое положение, нужно прижать спусковой рычаг и выдернуть кольцо - я это делаю. Теперь, если отпустить рычаг, у нас, в учебной гранате, просто щелкнет, а в боевой раздастся хлопок, и пойдет дымок. До взрыва останется четыре секунды. Тогда бросайте гранату, не мешкая. Итак, я отпускаю рычаг... - А если задымит? - весело спросил кто-то. Лелюков улыбнулся. И отпустил рычаг. Раздался хлопок, и пошел дымок. Вряд ли двадцать шесть девчонок и мальчишек поняли в то первое мгновение, что случилось. Вряд ли понял, что случилось, в то, самое первое, мгновение и сам Лелюков. Боевая граната - в классе?! Глупость, нелепость, абсурд! Но он все же был военным человеком. Старшим лейтенантом запаса... Дым пошел. Значит, четыре секунды - и все. Значит, надо спасать детей. Что делать?! Отбросить гранату? Подальше от себя? Куда? В классе двадцать шесть пар ничего еще не понимающих глаз. Граната. Глаза. Снова граната. И снова глаза. И вдруг-окно! Ну, конечно же,- окно! До него было всего лишь полшага. «Ничего, ребята, ничего. Вы только не пугайтесь...»Внизу, в школьном дворе, гуськом, точно утята, вышагивали на обед шестилетки. Едва не метнулся он к двери. И, должно быть, тут же понял, что потерял еще одно мгновение: ну, конечно же, там, в коридоре за дверью кабинета, сидели дети. Школа была тесновата, и время от времени парты выставлялись прямо в коридор. Да и глупо было рваться к двери - не успеть... Он повернулся к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гранату к животу. Пытаясь что-то сказать, только с силой выдохнул из легких воздух... Говорят, он был хорошим учителем .Взрыв оглушил класс. В оглушительной тишине, точно снег, сыпалась с потолка побелка. В оглушительной тишине падали стенды. И в оглушительной этой тишине ошеломленные десятиклассники бросились к двери. Все. Двадцать шесть человек. Живые. - Стой, ребята! Как же Юрий Николаевич?! Трое из них вернулись и в дыму вынесли Лелюкова из класса. Сейчас, Юрий Николаевич, говорили они, сейчас, еще минутку... К ним бежали учителя. Бежали врачи. Мчались «Скорые»... Остались без отца восьмилетняя Алеся, годовалый Юра, стала вдовой жена Лариса. Это произошло 29 ноября 1983 года. Ежегодно в этот день ученики тех двух классов приходят в   школу №2. Заходят в класс, где свой последний урок мужества и человечности провел их любимый учитель. В школу пришло сотни писем, которые пришли тогда со всех концов Советского Союза. Во многих из них стихи, написанные людьми, которые никогда не видели учителя, но преклоняются перед его подвигом

После публикации 26 февраля 1985 года в газете “Комсомольская правда” очерка “ЧЕТЫРЕ СЕКУНДЫ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ” Юрий Лелюков был награжден орденом “Знак почета. После его гибели учебные гранаты стали сверлить. А ведь мог он поступить и иначе, мог бы испугаться, а не проявить выдержку, хладнокровие ,мог бы создать   панику в классе, а он добровольно взрывает себя, чтобы спасти жизни 26 человекам.

Учитель : Дима, безусловно, поведение учителя было подвигом. Но на мой взгляд в той ситуации вообще не было выбора у него в той ситуации

Ученик: излагает свою точку зрения ( пример Почему, у человека всегда есть возможность выбора. Он же мог поступить и иначе. Сказать ученикам , что граната вот вот взорвется, и тем самым посеять панику, а она могла бы привести к более худшим последствиям.,….

Учитель : Я вас слушаю и напрашивается вывод, , геройские подвиги в наше время совершают только люди военные и да и еще притом отслуживших в армии не один десяток лет.

Ученик: излагает свою точку зрения

3пример, Я не советую вам сейчас делать вывод.Зов, исходящий из глубины сознания иной раз не позволяет действовать героически, проявить героизм, рисковать своей жизнью, ради жизни другого человека. Лишь единицы из тысячи, может быть из миллиона людей, игнорируют этот зов, идут на подвиг, спасают беспомощного или слабого человека от гибели, защищают свою Родину от нашествий, выступают против несправедливости тирана-властителя. И пусть об их скромном героизме никогда не напишут в газетах, но сотни людей, которым в течение жизни довелось с ними общаться, сохранят о них добрую память. На Алтае хранят память о Алдаре Цыденжапове. 19-летний матрос Алдар Цыденжапов 28 сентября 2012 году совершив подвиг, предотвратил ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле и спас от возможной гибели сам корабль и экипаж в составе 348 человек. В тот роковой день эскадренный миноносец «Быстрый» готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку. На борту были все триста членов экипажа. Командиры отдавали последние распоряжения. И вдруг в машинном отделении прорвало топливный трубопровод энергоустановки. Горючее под огромным давлением вырвалось наружу. Появилась искра – и мгновенно вспыхнул пожар.
Девятнадцатилетний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов сориентировался моментально. Поняв, что через секунду корабль взлетит на воздух, Алдар кинулся в самое пекло, чтобы перекрыть топливо и предотвратить взрыв. На парне горела и плавилась одежда, дышать было нечем, но он продолжал закручивать вентиль. Матрос начал выбираться из отсека, только когда пламя ослабело. Удивительно, как ему удалось в тот момент не потерять сознание. Позже медики установили, что у матроса ожог 100 процентов поверхности тела.
Алдара в тяжелейшем состоянии увезли в госпиталь. Врачи четыре дня боролись за его жизнь. До последнего надеялись, что все обойдется. Но 28 сентября 2010 года Алдара Цыденжапова не стало. До дембеля он не дожил месяц.
Каждый котел в трюме, где возник пожар, вырабатывает 115 тонн пара в час при температуре в 470 градусов. К тому же там гигантское давление. Если б рвануло, не выжил бы никто. Посмертно 16.11.2010 ему присвоили звание Герой Российской Федерации . Ведь этот подвиг тоже совершен в мирное время. И ему было всего 19 лет. Вся жизнь была впередиТак что же явилось сущностью его героизма? На мой взгляд это жизнелюбие , нравственные поступки, которые же он совершал еще будучи школьником, самоотверженность, долг, альтруизм .

 

Учитель :   У меня складывается впечатление, что в наши дни   героические поступки совершают и взрослые и совсем юные, но опять же это происходит в вооруженных силах.

Ученик Я хочу вам возразить .И хочу повторить слова, уже сказанные ранее « В жизни всегда есть место подвигу. Для меня, например, героические поступки — это всегда встреча с риском. Человек, рискуя своим здоровьем и жизнью, совершает нечто трудное, неординарное, героическое. Самоотверженность, которая присуща героическому или герою, всегда есть испытание, поступок через риск. Иными словами нравственная ситуация есть всегда ситуация неопределённости и риска. Где нет риска, нет ни нравственного испытания, ни личной заслуги» .

Примером моей мысли может стать поступок Павла Бондарева. 12 сентября 2012 года в Севастополе, 24-летний Павел Бондарев, увидев, как на него и двух восьмилетних детей на большой скорости несется машина, оттолкнул мальчика Артёма Костюкова, а девочку, Диану Василевскую, в момент столкновения с автомобилем прикрыл собой. В результате ДТП Павел трагически погиб. Дети выжили. Молодой человек всего месяц не дожил до своего дня рождения —

12 октября ему должно было исполниться 25 лет.

 

Ученик : Продолжая нашу беседу, хотела бы заметить, что каждый день в России совершают подвиги рядовые граждане, которые не проходят мимо, когда кому-то , чему- то требуется помощь. Подвиги этих людей не всегда замечают чиновники, им не вручают грамоты, но от этого их поступки не становятся менее значимыми.

Из курса истории мы знаем , что одним из героев Отечественной войны 1812 года был генерал- лейтенант Денис Васильевич Давыдов. Его тезка 8 летний мальчик с Алтая тоже стал героем, уже в наше время. 20 мая 2011 года юный спасатель вытащил ребенка из ледяной воды.

Мог пройти мимо, испугаться , но не прошел мимо, не испугался. Денису вручили подарок, медаль и грамоту за мужество.

Ученица Рассказ о поступке Шафоростовой И.П. и ее одноклассников в детстве

Ученик :. А я хочу рассказать о поступке восьмиклассника Николая Лютикова..

В конце августа 2014 года юный житель села Снецкое Железногорского района Курской области по обыкновению помогал дома по хозяйству. Выбивая ковер, он заметил дым. Позвал маму, а та позвонила главе сельсовета. Оказалось, за железнодорожным переездом горела трава, огонь подбирался к лесному массиву. Счет шел на минуты.

Коля быстро завел мопед, посадил маму, и они помчались к месту пожара. Выяснилось, что фермер поджег стерню на поле, которое не было опахано, и огонь по сухой траве подобрался к лесу.

– Пламя было такое высокое, что казалось, мы перед ним бессильны, – рассказывает Коля.

На защиту вместе с Николаем и его мамой вскоре подоспела местная дружина добровольцев. Мужики срубили большие березовые ветки, и селяне начали забивать ими огонь. Руками бросали песок, ногами затаптывали маленькие очаги. Там, куда взрослые не могли добраться, действовал Коля.

– Я очень старался, чтобы спасти лес, – вспоминает подросток, – страшно не было, только очень хотелось пить, и трудно было дышать…

Теперь Коля – не только родительская гордость, но и герой для всех местных жителей Он справился с непростой задачей как настоящий спасатель: песком и березовыми ветками он отвоевал лес у огня

Можно ли считать его поступок подвигом? А Колю героем?

Я считаю, что можно. Проявил неравнодушие, Смелость, Ответственность, Сила воли, Храбрость. Был бы безразличным, лес , скорее всего сгорел бы.

Учитель : Я думаю, что вы достаточно привели примеров, аргументов, убеждающих нас в том , что подвиг можно совершить в любом возрасте и в любой ситуации. Но думаю, что не каждый способен на такие поступки , о которых мы слышали сегодня.Я считаю, что для того , чтобы   быть готовым к подвигу необходимо воспитать в себе определенные качества характера ? А вы как думаете ?

Ученик : Я хотела бы дать ответ на ваш вопрос словами восточной мудрости. А она гласит «Для того, кто не знает, куда ему плыть – никогда нет попутного ветра».
Когда у человека есть цель – он знает к чему стремиться и это помогает ему воспитать в себе стойкий характер и непреклонную волю. Место подвигу можно нейти и в обыденной жизни. Уметь жить и тогда, когда жизнь становиться невыносимой.
Подвиг – это всегда преодоление трудностей, а преодолеть трудности можно лишь тогда, когда знаешь, во имя чего ты это делаешь.
 Мужество – тоже не врождённое качество. Нет людей, совершенно чуждых чувству страха, и смел не тот, кто от «природы» не знает страха, а тот, кто научился подавлять в себе чувство страха, и подчинять его своей воле и долгу. Все эти качества надо воспитывать в себе с детства.

Ученик :..Воля – проявляется в выдержке, умении владеть собой. Не опускать руки в трудных условиях, умении подавить свои трудные мысли – эти качества сопутствуют подвигу. Быть решительным – не значит всё торопиться решить быстро, торопливо. Когда нет необходимости, не следует спешить, торопиться. Но если обстоятельства так складывается, что сдать нельзя – надо уметь принять решения немедленно. В данном случае необходимо такое качество, как – настойчивость. Человек безвольный очень горячо берётся за дело, но быстро «выдыхается». Он способен лишь на короткий рывок и не может преодолеть ряд трудностей. У волевых людей силы не только не ослабевают, а возрастают с возникновением препятствий.


Ученик :..Сколько раз некоторые ребята дают себе слово, например, не опаздывать на уроки, учиться на «хорошо» и «отлично», не врать, выполнять домашнюю работу (помогать маме), не грубить… Кто из вас может сказать, что у него это получалось?! Иногда считают, что волевые люди обладают каким-то особым характером, что не каждому дано быть мужественным. Это неверно. Люди, совершавшие подвиги, имели самые разные характеры

Ученик :..Некоторые думают, что стать храбрым очень легко. Груби старшим, говори дерзости, имей самоуверенный вид, ввязывайся в драки и о тебе пойдёт молва как о храбром парне. Но это мнимая, ложная храбрость. Это не храбрость, а завоевание дешёвого авторитета перед одноклассниками. От неё очень далеко до настоящей смелости и мужества.

Вокруг нас сколько угодно возможностей для воспитания смелости, решительности, настойчивости на нужных и полезных делах. Видите, обижают человека – защитите его. Это и будет воспитанием вашей смелости. Учиться выполнять все, даже скучные и неприятные обязанности, подчинять общим интересам своё «хочу» и «не хочу» - вот первые ступеньки воспитания воли без которой почти невозможен путь к подвигу. Попробуйте отучить себя от вредных привычек – это требует колоссальных усилий воли, но если получится, то это шаг к воспитанию в себе сильного характера.
 

Ученик : Мне героями кажутся люди, которые откликаются на чужую беду, жертвуют деньги для помощи больным людям, особенно детям Он может пожертвовать своими деньгами, помогая детским домам или спасая от голода африканских детей. Да много чем можно пожертвовать ради кого-то. Но мало просто жертвовать, нужно делать это совершенно бескорыстно и точно знать, что твоя помощь нужна .Самоотдача, мужество, мобилизация своих физических и духовных сил, подвиг, храбрость, самоотверженный поиск истины, напряжённый труд, риск — вот эти качества, который присуще героям.

Показ видеосюжета « Экстремисты в России»

Учитель:

Давайте вспомним события 2006 года, которые потрясли всю страну:

11 января 2006 г. в московской синагоге 20-летний москвич нанес ножевые ранения восьмерым прихожанам.

25 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге совершено нападение на 9-летнюю девочку-мулатку. Двое молодых людей нанесли ей три удара ножом.

7 апреля 2006 г. в Санкт-Петербурге застрелен 28-летний студент, гражданин Сенегала. Оружие (ружье с нарисованной свастикой) было найдено неподалеку от места преступления.

25 мая 2006 г. в пригородном поезде Москва – Софрино убит 19-летний гражданин России армянского происхождения.

События 11 декабря 2010 года

Националисты, вышедшие на несанкционированную акцию вместе с футбольными болельщиками, спровоцировали беспорядки на Манежной площади в центре Москвы.

На Манежной площади, по оценке правоохранительных органов, собралось около пяти тысяч футбольных болельщиков и началась потасовка.

Националисты-радикалы вышли на площадь вместе с болельщиками, именно они и спровоцировали беспорядки. В стычках на площади пострадали около 10 человек, задержаны 65 футбольных фанатов. «Метро Охотный ряд, пока избили трех кавказцев. В метро избито около 10 человек. Одного узбека избили и раздели прямо на платформе, он без сознания», — сообщал в Твиттере Илья Варламов.

Учитель: ( скинхеды) -собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.

Эти молодые люди себя считают героями страны, убеждены в том, что совершают героические поступки. . Экстремист- приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике) .Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции,

А вы как считаете? Точка зрения детей

Учитель: Именно из-за насильственных действий на почве национальной ненависти движение скинхедов относится к числу экстремистских. Значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Так, от националистических лозунгов («немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту») и таких же законов Гитлер привел Германию к международной агрессии. Заставив немцев чувствовать свое превосходство, фашизм из националистической идеологии превратился в воинствующую философию, легшую в основу страшных международных преступлений во всем мире.

Показ видеосюжета « События на юго -востоке Украины»

Учитель:

Такие сюжеты мы видим ежедневно с экранов телевизоров. На ваш взгляд ,кого мы можем назвать сегодня на Украине героем? жители юго- востока - герои? Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Ученик ( возможные варианты ответов: На них напали. Они были вынуждены зашищать жизнь свою, своих родителей, детей, жен…, свои дома….

Учитель: Я бы хотела затронуть еще одну тему.

Наверное, каждый человек, особенно, мужчина, хочет быть героем, или для своей любимой, или в глазах своих друзей и сверстников, среди своих близких. Ну, может слово "герой" звучит несколько старомодно, но вот быть авторитетным, уважаемым, ценным в глазах людей (да и по отношению к самому себе) хочет каждый нормальный человек, а психологи утверждают, что особенно ярко это проявляется среди вас подростков. И быть авторитетным это вообще чуть ли не самое главное.

А ситуации иногда складываются очень своеобразные.

1ситуация.

Молодой человек решил доказать девушке свою любовь и прыгнул с моста в реку.Можно ли считать этого человека героем и почему?

(Хвастливость, безрассудство, стремление выделиться

2.ситуация Ученик устраивает драку, выражается нецензурными словами в присуствии девшки, друзей,

(Хвастливость, безрассудство, ложный героизм, стремление выделиться…)

Учитель: Подводя итог нашего круглого стола, хочу сказать , что герой нашего времени — человек, достигший непостижимого, который жертвует собой ради кого-то: друга, родителей, детей, простых прохожих, друзей, своего города, страны. В наше время таких людей немало.

   Какие поступки можно назвать героическими? Думаю в наше время героическим поступком может быть и

оказание помощи потерявшемуся мальчику найти свою маму, или спасти погибающих уссурийских тигров. Героический поступок - это и когда, рискуя здоровьем, ухаживаешь за больной гриппом бабушкой или спасаешь тонущего человека, это- пожертвование деньгами, на операцию грудному ребенку…

Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига есть.

Какими качествами он обладает? Назовите черты характера, которыми должен обладать герой.

 

Самопожертвование

Смелость

Сила воли

Бескорыстие

Мужество

Чтец: У каждого заботой своей глаза полны,

Наша Родина не что-то, а это –мы.

У каждого дорога своя или тропа,

Но пусть нас очень много, мы все ее судьба.

Родина не позабудет ни света и не тьмы.

Она такою будет , какими будем мы.

Песня в исполнении Мотузова Д.

Заключение:

 Учитель: Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь
к подвигу! Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное.
Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!