Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

О средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

     В Коммунаровской СОШ Беловского района созданы условия для детей-инвалидов         и детей с ограниченными возможностями здоровья .

В 2007 году сдано в эксплуатацию здание школы вместе с пандусом для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2010 году в школе были открыты специальные (коррекционные) классы для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель:создать систему дифференцированного обучения, развития и воспитания детей, имеющими ограниченные возможности здоровья;

способствовать обеспечению индивидуального реабилитационного маршрута развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Количество обучающихся в специальных коррекционных классах -30 человек.

Количество детей –инвалидов – 19 человек.

Многие дети живут в дальних селах, для подвоза обучающихся выделен школьный автобус.

       Все обучающиеся специальных (коррекционных) классов

имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Дети-инвалиды имеют справки об инвалидности.

     В 2012 году получен автобус для подвоза детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 27 учителей школы на базе КИРО прошли повышение квалификации по теме «Инновационные технологии психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения» . Для работы с семьями и детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2014 году в школе создан консультативный пункт .

   Педагог-психолог Вороненко Г.В.и учитель-логопед ЛобоваЛ.Н. работают индивидуально с детьми и осуществляют психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей их физического или психического развития.

Логопед –Лобова Л.Н., квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. 

   Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.Вопреки распространенному мнению, логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия , памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Из 20 обучающихся 12 человек научились правильно говорить, не испытывают трудностей в общении. Дети научились управлять мышцами лица и языка .

     Школа получила по программе «Доступная среда» кабинет логопеда. Артикуляционная гимнастика проходит совместно с игровым пособием «Кузьма», логопедическим тренажером. Хороших результатов логопед добивается с помощью игровой деятельности. На уроках присутствуют Фея грамматики, Буквоед, Звуковички, игра «Яшка рисует»- на различение грамматического строя речи, шахматы- совершенствование знаний о звуко-буквенном составе слова. Дети полюбили логопедические зонды и с удовольствием ждут следующих занятий.

     Главной задачей психологический службы в школе является психологическое сопровождение развития и взросления школьников и предполагает наблюдение, оценку, прогноз развития школьника, класса в условиях образовательного процесса учреждения.

     Основная цель - изучение характера развития и взросления школьников и определение путей их психологического сопровождения .     Работа педагога-психолога Вороненко Г.В. осуществляется согласно перспективному плану деятельности психологической службы учреждения. На период 2017-2018учебного года были намечены такие мероприятия :

Диагностическая работа (индивидуальные и групповые обследования по темам):

«Готовность к обучению и общению первоклассников в школе», «Адаптация к обучению и воспитанию первоклассников», «Готовность к обучению и общению пятиклассников на второй ступени обучения», «Уровень воспитанности обучающихся 1-9 классов», «Семейный климат обучающихся 1-9 классов», «Уровень самооценки обучающихся 6-8 классов»,«Диагностика выявления профессиональных интересов обучающихся 8-9 классов».

Консультативная работа ( индивидуальные и групповые консультации участников образовательного процесса) по темам:

6-8 классы «Подростку с пивом не по пути»,

9 класс «Наркотики и наркомания»,
«Профилактика суицида среди детей и подростков» для родителей

8-9 классы «Рискованное поведение»,
   С учащимися 9 класса была проведена методика определения уровня личной безопасности подростка в школе (анонимная анкета),беседы:
9 класс «Все профессии нужны, все профессии важны!»
«Что ты знаешь о мире профессий», «Профессия и твоя жизнь»

   Обучение детей с ОВЗ в школе направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

         Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность проходит в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний. Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми «группы риска».

   Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

   В работе психолога помогают тренажеры. Проведены индивидуальные занятия 2-4 класс С(К)О 7 вида по теме «Учимся послоговому чтению» с использованием логопедического тренажера «Дельфа - 142.1», игрового набора «Пертра» №5 «От каракуль до каллиграфии», дополнительного логопедического и игрового оборудования;

групповые занятия 8-9 классы С(К)О 8 вида по теме «Развиваем память» с использованием настольных игр на развитие памяти «Составь фоторобот», «Что лишнее», «»Кто спрятался», «Учимся запоминать»;

групповые занятия 6 класс С(К)О 8 вида по теме «Конструирование» с использованием игрового комплекта «ПЕРТРА» №1 «Конструирование на плоскости».

   В школе разработаны индивидуальные учебные планы, оказывается методическая и консультативная помощь родителям.

Дети 8 вида обучаются из разных школ района. Они адаптировались, чувствуют себя комфортно в школе, их никто не обижает. Если бы они учились в обычных классах, им бы меньше уделялось внимания, так как для них нужно специальное обучение по индивидуальным программам. В результате обучения эти дети выучили таблицу умножения, деления, решают уравнения, умеют применить правила на уроке письма и развития речи, пересказывают тексты. Родителей устраивает, что их дети учатся в классах коррекционного обучения и против обучения их детей в обычных классах.

   Обучающиеся специальных коррекционных классов активно участвуют в жизни школы: выступают в художественной самодеятельности, принимают участие в районных и областных конкурсах и занимают призовые места.

Наши выпускники продолжают обучение в специальных профессиональных училищах города Курска и Обояни.

В школе имеется лицензия на осуществление педагогической деятельности , план работы с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ.   В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 29.10.2015года № 07-3485 педагогический коллективознакомился с «Методическим пособием для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи».

   На методическом совещании проработана часть I пособия , которая содержит материалы лекций по 18 темам, список рекомендуемой литературы, иллюстративный материал и вопросы для тестового контроля.

Часть 2 является Сборником нормативных правовых актов по теме пособия, с которыми учителя ознакомились.

   Изучена Конвенция ООН о правах инвалидовосновные положения,

касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг. Большое внимание уделяется этике общения работников школы с детьми- инвалидами.

Положительными моментами работы с детьми в школе можно считать следующие:

У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса вместе со сверстниками.

Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.

Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика от общества.

   В результате происходитформирование физически развитого, эмоционально здорового и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации к явлениям окружающей жизни и интеграции в современное общество.

         Задачи, которые мы ставим перед собой:

* обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте);

* предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

* помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации;

* формирование педагогической культуры родителей; ориентирование родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком на основе разработанной индивидуальной программы.

                   Преимущества специального коррекционного обучения:

учиться могут все дети: ребенок с отклонениями в развитии учится медленнее, однако он может учиться;

детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества;

родители, как педагоги, играют самую важную роль;

все дети — разные, и все семьи — разные; по-настоящему эффективная работа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.