Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Описание образовательной программы среднего общего образования 2017-2018 год

Описание образовательной программы среднего общего образования

2017-2018 учебный год

Образовательная программа среднего общего образования Коммунаровской СОШ разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2004 года (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Образовательная программа в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие муниципальные, региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение знаний, умений и навыков, в том числе:

  • программу развития ЗУНов на уровне среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план как один из основных механизмов реализации образовательной программы;
  • систему условий реализации образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта первого поколения.

В основе реализации образовательной программы лежат государственные образовательные стандарты первого поколения.

Образовательная программа средней общей школы формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 16-17 лет.

Образовательная программа школы выступает методическим средством организации педагогической работы в целом в 10-11 классах основной общей школы.

Специфической особенностью образовательной программы является нацеленность не только на выполнение основных требований базового компонента содержания среднего общего образования, характерных для общеобразовательной (государственной) школы, но и на максимальную реализацию образовательных ресурсов педагогической науки и ее социокультурного окружения в современном обществе.

В рабочих программах педагогического коллектива конкретизируются этапы реализации общешкольной программы. В рабочих программах учителей школы программные цели раскрываются в формулировании учебных тематических задач, в то время как цели определяются в соответствии с траекторией развития и ситуацией каждого ученика.

Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с их правами и обязанностями в части формирования и реализации образовательной программы, установленными законодательством Российской Федерации, уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми образовательной программы среднего общего образования, конкретизированы и закреплены в заключаемом между ними и школой договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения образовательной программы.

Цели реализации образовательной программы:

– обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником средней общей школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

– становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Для достижения поставленных целей школа считает необходимым решение следующих основных задач:

– обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Стандарта первого поколения;

– обеспечение преемственности среднего общего и основного общего образования;

– обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

– обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

– взаимодействие образовательного учреждения при реализации образовательной программы с социальными партнёрами;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

– организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды района, для приобретения опыта реального управления и действия;

– социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

К числу ценностных изменений образовательной программы школы можно отнести следующие:

  • усвоение обучающимисясенситивности (открытости) к новому опыту;
  • готовность школы к радикальным социальным переменам в ее окружении;
  • понимание обучающимися естественности многообразия мнений и установок окружающих (легче воспринимается в сообществе сверстников, нежели при возрастном барьере, наиболее проблематична множественность мнений учителя в глазах учеников);
  • готовность к формированию и отстаиванию своего мнения путем последовательной аргументации и формулирования выводов из сделанных предположений;
  • свободное высказывание своих убеждений и веры в конечные принципы как не требующих дальнейшего доказательства лично найденных истин;
  • готовность к диалогу, к здоровой коммуникации с иными мнениями и взглядами на фундаментальные основы мироздания;
  • энергичный поиск фактов и объективной информации как умение, на котором при надлежащем совершенствовании может возникнуть навык схематизации, лежащий в основе научного знания, непосредственно не выводимого из индивидуального опыта;
  • ориентация во времени на настоящее (текущая информация) и будущее (последствия принятых сегодня решений и совершенных поступков) как развитие прошлого (освоение традиций и культурных норм национально-государственной целостности);
  • чувство живой среды, или контекстуальности поведения в окружении других людей (уверенность в том, что нас слышат и составляют общность с нами);
  • ориентация на долгосрочную перспективу всего совокупного окружения личности и социальной жизни в целом;
  • уважение к установкам естественнонаучного мифа в предсказуемость мира в целом и рациональную продолжаемость наших знаний за пределы познанного;
  • признание ценности права – на народ и его конституцию можно положиться в жизненных расчетах и практических делах (ценность быть обязанным и испытывать исполнение обязательств других по отношению к себе как императив общности права);
  • осознание ограниченности сферы технических умений в человеческой жизни и подчиненности их нравственным навыкам справедливого распределения благ;
  • уважение к любым формам образованности и готовность к принятию их в качестве примера для подражания после предварительного испытания на наличие в них исходных оснований веры и личных убеждений субъекта;
  • понимание коммуникативной значимости наличия освоенных профессиональных стандартов (профессионализм как ресурс создания общности, необходимой для совместного преодоления индивидуально неразрешимых проблем) – ценность экспертной позиции и ее ограниченность возможностями организовать общность и совместность многообразия точек зрения.