Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа дополнительного образования 5-11 класс

Рассмотрена                                 Принята на   заседании                                       Утверждаю.

на заседании МС.                       педагогического совета.                                     Приказ № 292 от              

Протокол №1от 28.08.2015 г.   Протокол №1 от 31.08.2015г.                             31.08.2015 г.                                                                                  

Председатель МС                       Председатель педагогического совета            Директор школы  

_______М.Н.Вороненко               ___________В.П.Пашина                               ________В.П.Пашина  

                                                                    

                                                                      Программа

дополнительного образования

Коммунаровской СОШ

5-11 класс

 

 

 

                

 

                

                                            

                                               2015-2016 учебный год

Содержание


  1. Введение
  2. Цели и задачи дополнительного образования
  3. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования
  4. Принципы реализации дополнительного образования
  5. Внеурочная работа и дополнительное образование детей
  6. Направления дополнительного образования
  7. Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении
  8. Программно-методические условия
  9. Ожидаемые результаты
    1. Литература
  1. Введение

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Также, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.

         Дополнительное образование детей создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающих     средах.     Дополнительное     образование    детей     является равноправным,  взаимодополняющим  компонентом  базового  образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

  1. Цели и задачи дополнительного образования

         Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.

         Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую, спортивную, интеллектуально-познавательную, туристско-краеведческую, экологическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков.    

Основными задачами дополнительного образования являются:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
  • определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы;
  • формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  • расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
  • создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
  • создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
  • обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
  1. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей.

Федеральная нормативно-правовая база

  1. Закон РФ «Об образовании» от 01.04.2012 г (№ 67 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2012)
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)
  5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р)
  6. «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636)
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением от 29 декабря 2010 г. № 189. Организация дополнительного образования (режим занятий, комплектование групп) регламентируется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03.

Локальная нормативно-правовая база

  1. Устав МКОУ«Коммунаровская СОШ»
  2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
  3. Свидетельство о государственной аккредитации
  4. Положение о дополнительном образовании детей МКОУ «Коммунаровская СОШ»
  5. Должностная инструкция педагога дополнительного образования
  1. Принципы реализации дополнительного образования

Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах:

  Природосообразности:  Принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

         Гуманизма: Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды  деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

         Демократии: Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей

         Творческого развития личности: Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.

         Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста

         Дифференциации образования с учетом      реальных возможностей каждого обучающегося: Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

         Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

5.    Внеурочная работа и дополнительное образование детей

         Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

         Очень важно создавать режим благоприятствия для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.

         Дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными руководителями, воспитателями, вожатыми. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования – руководители различных творческих объединений, так и их воспитанники – юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования детей в целом. При этом внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях.

         Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

6.    Направления дополнительного образования

         Дополнительное образование в школе представлено следующими направлениями:

  1. Общеинтеллектуальноенаправление реализуется по принципу системности во взаимодействии базового и дополнительного образования. Классные кабинеты являются центрами образования и воспитания, на базе которых проходят не только урочные занятия, но и работа предметных кружков, факультативов, элективных курсов, индивидуальных занятий и т. д.

В зависимости от целей и задач, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере учебно-воспитательного процесса. Определяющими в этом случае становятся степень привязанности к обязательному учебному материалу; ориентация на знания, умения, навыки или личностное развитие; обязательность или добровольность посещения занятий; возможность выбора объема и темпа освоения образовательного материала. В одном случае это внеурочная работа по предмету, в другом – часть дополнительного образования.

В школе функционирует система элективных курсов (курсов по выбору) для учащихся 9 – 11 классов.

  1. Духовно-нравственное. Основной целью данного направления является: нравственное и художественно - эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.

В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:

- развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей;

- развивать эстетическое восприятие произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы;

- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;

- формирование в учениках танцевальных, театральных и других  знаний, умений и навыков.

  1. Спортивно-оздоровительное. Целью спортивного направления дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся, формирование потребности здорового образа жизни.

Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

  • создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил;
  • формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу;
  • организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха.
  1. Общекультурное. Целью данного направления является просвещение и повышение уровня культуры учащихся; формирование ответственного отношения к окружающей среде. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Задачи:

формирование системы знаний об проблемах современности и пути их разрешения;

формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развитие системы интеллектуальных и практических умений;

развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),

эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

  • усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;
  • создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;
  • сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;
  • воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан
  1. Социальное. Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения; формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству.

         Задачи детских объединений данного направления:

- приобретение необходимых технических навыков;

- приобретение навыков работы в трудовом коллективе;

- развитие практических навыков и умений работы с разными материалами;

- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе.

7.    Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении

        

         Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.

         Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей в школе способствовала созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

         Когда в школе создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

         Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации о возможности включения школьников в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.

         Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов.

         Кадровые условия – это, прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на активизацию творчества педагогов, их самообразование и желание сотрудничества с коллегами – руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного образования детей. Взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ также дает много для профессионального роста.

         Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методобъединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

         Следует регулярно организовывать прохождение педагогами курсовой подготовки на базе ИР, проводить семинары силами приглашенных ученых, в т.ч. на базе учреждения образования. Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.).

         Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу, написание статей для педагогических журналов.

         Успех развития системы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения привлекать "свежие силы", новых людей, например, из числа работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.

         Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в частности, в ее блоке дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов.

         Директор, его заместитель по дополнительному образованию и по научно-методической работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием авторских образовательных программ.

         Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем успехами в учебе.

8.    Программно-методические условия

         Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы.

         Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

         Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

         Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  • формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
  • реализация единства образовательного процесса.

         Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

  1. Ожидаемые результаты

Реализация Программы развития системы дополнительного образования детей в школе позволит достичь следующих результатов:

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие отечественные традиции дополнительного образования детей;
  • совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования детей.

2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей

  • создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей;
  • улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей;
  • создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта.

3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей

  • организовать дополнительное образование детей в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью школы;
  • содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей;
  • внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей;
  • содействовать развитию индивидуального образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования для детей, а также содействующие самозанятости и развитию семейного предпринимательства.

10. Литература:

  1. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования в образовательных учреждениях.
  2. Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина «Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе», М., 1999
  3. Л.Д.Гуткина «Планирование и организация воспитательной работы в школе», М., 2002
  4. Л.Д.Гуткина «Настольная книга классного руководителя», Центр «Педагогический поиск», 2002
  5. Л.Д.Гуткина «Спутник классного руководителя», Центр «Педагогический поиск», 2001