Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Сценарий внеурочного занятия Поговорим о доброте

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение                                                           «Коммунаровская средняя общеобразовательная школа»                                                                           Беловского района Курской области

Сценарий                                    внеурочного занятия «Поговорим о доброте»                         по направлению «духовно – нравственное воспитание                   младших подростков»

                                                                                 Подготовила: Минченко Ирина Николаевна

                                                                      учитель основ православной культуры

                                                                     муниципального казённого

                                                                      общеобразовательного учреждения

                                                                      «Коммунаровская средняя

                                                                       общеобразовательная   школа»                    

                                                                       Беловского района Курской области

2016 год

 Цель: Дать  детям  понятие,  что  доброта - одно  из  лучших  качеств  

           человека, воспитание  культуры общения друг с другом, воспитание

           уважительного отношения к людям

Задачи:

• раскрыть положительные стороны доброты;

• побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;

• сформировать в сознании детей понятие “доброта”;

• расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека. 

  • воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к людям , стремление помогать, радовать.
  • обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками

Оформление, оборудование:

- карточки с ситуациями;

- карточки с изображения сказочных героев

- слова пословиц

- изображение цветка у каждого обучающегося

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".

Ученик 1.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.

Ученик 2.

В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.

Ученик 3.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других


Позабыть не дает.

Ученик 4

И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети: Доброта.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей)

Тема нашего занятия «Поговорим о доброте»

- Сегодня мы с вами будем говорить о добре, о добрых словах, о добром отношении друг к другу.

2. Основная часть                                                                                                                                   Ребята, как вы думаете, что такое добро? ДОБРОТА? ДОБРЫЙ?

1) Работа над значением слов

 ДОБРО, ДОБРЫЙ, ДОБРОТА. Слайд – значение слов

Добро – нежность, забота, внимание, ласка, радость, дружба, любовь. То есть то, что хорошо, полезно, приятно.

Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый.    

Ребята, кто мне назовёт противоположное по смыслу слово к слову добро? (зло)

Как вы понимаете это слово?

Зло - предательство, зависть, жадность, ложь, злоречие, жажда мести.

А как вы думаете, какому человеку легче живётся и почему?

Добрый человек – это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других. Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят.           У доброго человека и слова, и дела добрые.

Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.

Злой человек часто злится, завидует кому-то, обижается, он плохо спит, ест, может заболеть.

А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. Каждый кувшин изливает то, что содержит. Если сердце наполнено добром, то изливает добро, и наоборот.

Ребята, мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло (ответы детей)                                                                                                                            

2) Работа с пословицами.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о добре? (дети зачитывают пословицы).

 Доброе слово лечит, а злое калечит.

Про доброе дело говори смело.

 Не одежда красит человека, а добрые дела.

На добрый привет, добрый ответ.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Учитель: Ребята, а теперь давайте прочитаем пословицы, которые записаны на доске.

Ой, что случилось? Куда пропали слова из пословиц?

(появляется Злючка)

Злючка: Это я, злая колдунья Злючка спрятала от вас добрые слова. Я люблю превращать всех людей   в злых, грубых, жадных. Я очень люблю, когда ребятишки дерутся, обижают друг друга и сплетничают. Ха-ха-ха!

Учитель

Ребята, помогите мне восстановить слова в пословицах.

– пословицы:

… дело и в воде не тонет.
… дела и после смерти живут.
Жизнь дана на … дела.
Мир не без … людей.

– Как вы думаете, почему Злючка украла именно эти слова? (дети высказывают свои мнения).

– Попробуем вежливо обратиться к словам, может они нам расскажут секрет Злючки.

– Слова, пожалуйста, повернитесь,
И что спрятано покажите!

Слова « поворачиваются» и появляется фраза: Злючка боится добрых слов.

– Так вот оно что!

Ученик

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас
Пожеланья "В добрый час"
Доброта - от века
Украшенье человека.

4. Игра в рифмы.

 

Учитель: Ребята, а вы много знаете добрых слов?

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)

Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте) 

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)

Встретил Витю я – соседа…
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Вити
Ждал я слово … (извините)

И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.

ученик 5

Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть ещё таблица,
Таблица уважения!


ученик 6

Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

 

 ученик 7

Всюду, где нескромному
Укажут отворот,
Вежливый попросит
И пройдёт.


ученик 8

Перед словом вежливым
Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!

3) Игра «сказочный герой – добрый или злой?»

 

Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть и показывать сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина.)

 

Ведущий:

 Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она. Как волшебное лекарство, вылечит от многих болезней. Многие люди стремятся к добру и ненавидят зло. На всё хорошее, что для нас делается людьми, нужно отвечать добром.

Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым?

Ученик 9

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

10-й ученик:

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

11-й ученик:

Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть,
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Учитель:

 Ребята, а  вы совершаете добрые дела? Расскажите мне о своих добрых поступках.

Ведущий:

 Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

На столах конверты, в которых карточки с описанием ситуации. Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).

4) Разыгрывание ситуаций

1 ситуация: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

2 ситуация: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

3 ситуация: “День рождения”.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

(Обсуждение ситуации)

Учитель: Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны (Ответы детей)

Ведущий

Эти случаи из жизни
Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать

Учитель: Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.

Ученик 12

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

Ученик 13
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Исполнение песни «Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков).

3.Заключение                                                                                                                  

Учитель: У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Звучит «Вальс» Шопена.

Под музыку дети на лепестках цветка записывают качества, которыми должен обладать добрый человек.

Человеческие качества: милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

 Ведущий

Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!

Учитель

Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за доброе  отношение друг к другу.

Я хочу пожелать вам:

Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Помните:

Много славных дел ждет вас, но,  прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Песня «Если добрый ты» (исполняют обучающиеся).