Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Серафим Саровский (исследовательская работа)

Региональная открытая научно – практическая конференция

«Куряне – подвижники Святаго Духа»

Серафим Саровский –                  великий подвижник                    Русской Церкви

(исследовательская работа)

Исследовательскую работу выполнила

Аксёнова Анастасия, обучающаяся 6 класса

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Коммунаровская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

Руководитель: Минченко Ирина Николаевна

учитель основ православной культуры

Оглавление.

Введение. …………………………………………………………… …..… 3

1. Детские годы Серафима Саровского. …………………………………. 5

2. Жизнь Серафима в Саровском монастыре. …………………………… 6

3. Монашеские подвиги великого подвижника. ………………………….. 8

4. Последние годы Серафима Саровского ………………………………..11

5. Память о преподобном Серафиме………………………………………12

Заключение. ……………………………………………………………….. 13

Библиография. …………………………………………………………….. 15

Приложение.

   Он был и именем и духом Серафим,

                                                    В пустынной тишине весь Богу посвящённый.

                                                     Ему всегда служил, и Бог всегда был с ним,

                                                     Внимая всем его моленьям вдохновенным.

                                                              

                                                           Введение.

Подвижник – это человек, принявший на себя тяжёлый труд и лишения ради достижения высокой духовной цели.
Очень многих подвижников знает Русская земля. Это Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Нил Сорский, Александр Свирский, Зосима и Савватий Соловецкие. Но среди подвижников, в земле российской просиявших, православные особо чтят преподобного Серафима Саровского, посвятившего себя святому служению Отечества – «Стяжанию Святаго Духа».

Мы, куряне, очень гордимся тем, что Серафим Саровский, которому покровительствовала Богородица, родился в нашем славном городе. Наречённый родителями именем Прохора Мошнина, спустя много лет в Саровской пустыни принял он монашеский постриг с именем Серафим, что означает «пламенеющий любовью к Богу».

Великий подвижник духа совершил монашеские подвиги, которые не по силам простым смертным: пустынножительство, затвор, обет трёхлетнего молчания. Старец истово молился коленопреклоненным на камне тысячу дней и ночей, позволял себе лишь кратковременный отдых.

Он заслужил народную любовь тем, что исцелял больных, спасал заблудшие души мудрыми наставлениями, пророчески предсказывал будущее.

                             Он ласковым словом всех называл,

                               Выслушивал каждого, благословлял.

                               В речах его люди спасенья искали.

                               И все находили, и души спасали.

И о жизни этого удивительного человека я решила узнать подробнее и поэтому свою исследовательскую работу посвятила изучению жизненного пути преподобного Серафима Саровского – великого подвижника Русской Церкви.

Цель исследования:

- найти необходимую информацию, проанализировать и составить описание

жизненного пути великого подвижника Русской Православной Церкви

Серафима Саровского;

- показать, что память о преподобном Серафиме Саровском жива и в наши

дни.

- показать, что изучение жизни и духовных подвигов Серафима Саровского

   очень актуально в настоящее время, так как способствует духовно –  

   нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Задачи исследования:

- пополнить запас знаний о великом подвижнике Русской Церкви Серафиме

   Саровском, посвятившем всю свою жизнь служению Отечества –

   «Стяжанию Святаго Духа»;

- собрать фотоматериал по теме для составления презентации.

Предмет исследования - жизнь и духовные подвиги великого подвижника Серафима Саровского

Методы исследования: изучение и обобщение литературы, анализ газетных статей, поиск информации в интернете, создание презентации.

                               1. Детские годы Серафима Саровского.

Серафим Саровский – великий подвижник Русской церкви. Родился он                                 19 июля 1754 года в древнем Курске, в именитой купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных. Во Святом Крещении был наречён Прохором. Исидор и Агафья Мошнины заметили, что как только Прохор стал понимать слова, то сразу же полюбил молитву. Малые дети в храме Божием часто ведут себя беспокойно, а Прохор спокойно стоял рядом со взрослыми, крестился и повторял слова молитвы. Отец Прохора был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни приступил к возведению величественного храма в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского (с 1833 года – Курский Сергиево – Казанский кафедральный собор). Но Исидор Мошнин скончался до завершения работ и Агафья Фотиевна продолжила строительство храма. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. Прохор рос, и Агафья Фотиевна часто брала сына на стройку. А когда ему исполнилось семь лет, с ним произошло чудо, о котором заговорили в городе все.

Однажды мать взяла с собой на стройку сына, а Прохор оступился и упал с колокольни вниз. Ни один человек, упав с такой высоты, не остался бы жить. А Прохор, летя вниз головой к земле, неожиданно ощутил, как невидимые нежные руки мягко подхватили его и осторожно поставили на землю. Испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Ещё в полёте Прохор догадался, кто его спасительница, но никому не рассказал.

Прохор с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Когда Прохору исполнилось 10 лет, он тяжело заболел. Жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его.

Свет дивный озарил его кровать,

И мальчику почудилось сквозь сон:

К нему склонилась нежно Божья Мать

И прошептала: «Будешь исцелён!»

Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошёл крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы: мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

2. Жизнь Серафима в Саровском монастыре.

Ещё в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись в родительский дом, Прохор как и повелел ему отец Досифей, прожил вместе с матерью два года. Он помогал ей по храму и читал мудрые книги святых отцов – тех, что творили в первые века христианской церкви.

После освящения храма Прохор побыл дома недолго, и уже накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы он пришёл в Саровскую пустынь. Прохор, прейдя в Саровский монастырь, попал на всенощное бдение. Богослужение юноше пришлось по душе. Он видел, как все в храме, от настоятеля до последнего послушника, усердно молятся, как благочинно проводится сама служба, слушал ангельские голоса хора и умилялся сердцем.

«Не зря Досифей направил меня в это место, думал он, молясь вместе со всеми, - здесь и пройдёт моя жизнь».

Тогда настоятелем Саровского монастыря был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нёс обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Но самое главное - учился исполнению устава монастырской жизни. Прохору по – прежнему нравилось стоять на долгих службах в храме. Во время службы он старался никогда не смотреть по сторонам. Это – чтобы не забрели в голову пустые мысли. И потому чаще всего он стоял, опустив голову, или же смотрел на лики Спасителя и Матери Божией.

Прохор много молился и в своей келье или читал псалмы. При этом он разрешал себе присесть. Но если открывал Святое Евангелие или послания апостолов, то тут же вставал перед иконами.

Так в трудах и молитвах прошли два года. А через два года Прохор неожиданно заболел. Он заболел водянкой. Тело его распухло так, что он не мог повернуть голову, согнуть руку и ногу. Наставник, отец Иосиф и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трёх лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Излечиться Прохору помогла Сама Матерь Божия. Она коснулась жезлом его правого бедра, и оттуда мгновенно хлынула вредная жидкость. На правом бедре Прохора на всю жизнь остался глубокий шрам – след от жезла. Спустя несколько дней после чудесного излечения Прохор уже снова стоял на службе в церкви на прежнем своём месте и молился Богу вместе со всеми иноками.

13 августа 1786 года отец Пахомий торжественно постриг послушника Прохора Мошнина в сан инока. Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что означало «пламенный». А через некоторое время Серафим был посвящён в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Многим инокам, казалось, что Серафим и вовсе не знает усталости – готов сутки за сутками отдавать себя служению в храме. Иноки поговаривали, что во время служения он забывал о еде и питье. Но сам – то Серафим знал, что иногда и ему приходилось укладываться в постель для короткого отдыха. И тогда он очень жалел, что люди не могут уподобиться ангелам, чтобы служить Господу всегда без перерывов.

В 1793 году епископ Феофил рукоположил отца Серафима в сан иеромонаха.

От многих лет непрерывного стояния во время богослужений отец Серафим заболел. У него стали опухать ноги, а потом на них открылись язвы. Ему надо было подлечиться в больнице. Но у Серафима был другой план. Он уже давно мечтал о пустыннической жизни. О том, что поселится среди леса в маленькой одинокой избушке, как святой Сергий Радонежский, и заживёт там в постоянных молениях и трудах. Даже иногда, с разрешения настоятеля, уходил в лес, в кущу, и молился там Господу.

                       3. Монашеские подвиги великого подвижника.

20 ноября 1794 года, ровно через 16 лет со дня прихода в обитель, Серафим покинул монастырь и по заснеженному пути прошёл 6 верст, чтобы поселиться в одинокой убогой избушке в лесу. За спиной он нёс мешок, в котором был запас хлеба на неделю, немного квашеной капусты, несколько луковиц, топор для заготовки дров и кремень для разжигания огня. Там же лежала тряпичная сумка, в которой находилось Евангелие. Одет он был в белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы, похожие на чулки. Поверх них были надеты лапти. Голову его прикрывала поношенная камилавка. На балахоне висел нагрудный медный крест, тот самый, которым благословила его родная мать, когда – то отпуская из дома.

Избушка стояла на берегу реки Саровки. Её окружали большие старые деревья. Внутри избушки было голо и холодно. Серафим сложил припасы на лавку, взял топор и под пение молитв отправился заготавливать дрова. Так и началась его жизнь в одинокой лесной келье. В морозные дни он колол дрова и топил печь. В оттепель келья была не топлена – он приучал себя переносить холод.

Чтобы вести счёт дням, Серафим отмечал их едва заметными зарубками на гладком бревне, которое он превратил в календарь. Когда наступала суббота или приближался большой праздник, Серафим отправлялся назад в монастырь. Там в храме он стоял на вечерне, на всенощном бдении, а рано утром во время праздничного богослужения подходил к Причастию. Потом до вечера в монастырской келье принимал иноков, которые приходили к нему за советом. Вечером он брал запас хлеба на неделю и возвращался по сугробам в свою пустынную келью.

Скоро в лесу у него появились друзья – лесные птицы и звери. Когда он шёл по лесу, птицы садились ему на плечи и ели из его рук хлеб. Даже медведь приходил к его келье, и Серафим разговаривал с ним.

   С наступлением лета он натаскал из лесу мха и соорудил грядки. На них вырастил картофель, лук и кое – какие другие овощи. С тех пор он совсем перестал брать пищу в монастыре, и многие иноки удивлялись, чем питается Серафим.

   Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.

   Но пост и постоянный труд – не самое главное в подвижнической жизни. Ещё важнее – постоянная молитва. Об этом отец Серафим говорил в своём наставлении для иноков. Молитву нужно творить беспрерывно. Это он и делал. Заготавливал ли дрова, таскал ли землю для гряд, Серафим тихо напевал духовные стихи. Преподобный считал молитву самым главным подвигом и средством к стяжанию Святаго Духа.

Однажды на Серафима напали три разбойника. Они думали, что у Серафима есть деньги. Разбойники избили преподобного, а потом ударили Серафима по голове обухом топора. Серафим упал, мгновенно лишившись сознания. Разбойники попытались найти деньги в келье. Но и там их ждало разочарование. В келье лежали лишь три картофелины да висела икона. К вечеру отец Серафим пришёл в себя, а потом помолившись о прощении разбойников, пополз в монастырь. Иноки подобрали старца только утром. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию.

После выздоровления Серафим взял на себя особый подвиг – столпничество. Тысячу дней и ночей Серафим, словно столпники в первые века веры Христовой, простоял на камне, точнее на двух камнях. Один камень громаднейшего размера был на пути к обители. И Серафим стоял на нём ночью. А днём он вставал на камень, который принёс в келью. Стоя на камне с поднятыми к небу руками, он без устали повторял про себя молитвы и просил: «Боже, милостив буди мне, грешному!». Иногда, когда от усталости сами собой подгибались ноги, он опускался на колени и продолжал свою бесконечную молитву.

Там, при дорожке, под соснами,

Камень тяжёлый лежал,

Старец ночами бессонными

Здесь на коленях стоял.

Лето и зиму холодную,

Он не смыкая очей,

Выстоял с волей свободною

Тысячу дней и ночей.

В 1806 году Серафим возложил на себя тяжкий монашеский подвиг молчальничества и пребывал в безмолвии около трёх лет.

Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве.          Матерь Божия вместе с двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое". Да, для каждого у него находилось особое слово, которое согревало сердце, снимало пелену с глаз, озаряло ум, производило глубочайшее впечатление даже маловерных, обращая их на путь спасительного покаяния.

                           4. Последние годы Серафима Саровского

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище - Дивеевской женской обители. Несмотря на преклонные годы, старец усердно трудился над сооружением первых монастырских построек – мельницы, келий и храма Рождества Христова, заготавливая для этого лес, купленный на пожертвования своих посетителей. Он же составил и устав обители, воспитывавший сестёр в духе любви, послушания и непрестанного подвига.

Первого января 1833 года отец Серафим пришёл в больничную церковь, сам поставил свечи ко всем иконам и причастился. А когда окончилась Божественная литургия, он простился со всеми братьями, которые молились вместе с ним, и голос его был особо торжественным. Каждого он благословил и поцеловал, и каждый понимал, что прощание это особенное. Быть может, навсегда.

Вечером этого же дня те, кто жили поблизости от кельи старца, слышали как он распевал духовные песни и гимны.

2 января в шестом часу утра иноки вошли в его келью и увидели, что он безмолвно стоит на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление». Понимая, что произошло, они всё – таки взялись будить его, но великий старец уже спал вечным сном.

До самой смерти он молился,

А когда смертный час пришёл,

Он на коленях у иконочки склонился

И мирно к Богу отошёл…

Так преподобный Серафим Саровский закончил свой земной путь.

Иноки положили тело старца в дубовый гроб, который он когда – то сделал для самого себя.

Похоронили Серафима Саровского по правую сторону от алтаря Успенского собора обители.

Отец Серафим был уже захоронен, а со всех концов России тысячи людей продолжали идти в Саровскую пустынь. Многие тогда ещё не знали, что Серафима Саровского уже нет в живых. Поэтому одни мечтали хотя бы увидеть издалека знаменитого на всю страну чудотворца, а другие – исцелиться с помощью его молитвы от болезни телесной или духовной. А приближаясь к Сарову, они узнавали печальную новость. Но многие всё равно шли в монастырь. Не теряя надежду на помощь, с молитвой они подходили к его могиле, и большинство из них получало чудесное исцеление.

Теперь его тело нетленное

Творит на земле чудеса,

А на небе о нашем спасении

Всё так же молится старца душа.

5. Память о преподобном Серафиме

Проходили десятилетия, но православные люди не забывали о молитвеннике Серафиме. И в 1903 году определением Святейшего Синода преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых.

Верующий народ увидел в старце Серафиме самые дорогие и сокровенные черты подвижника православия и навсегда поставил его как Духовника земли Русской в одном ряду с другим печальником и молитвенником о нас, Игуменом земли Русской – преподобным Сергием Радонежским.

Почитание Саровского подвижника особое у верующего народа: и жизнью, и молитвенным предстательством он был близок душе православного человека, незримо пребывая с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях. Поэтому по всей Руси и в храмах, и в домах находятся его святые иконы.

Куряне также бережно хранят память о своём земляке - Серафиме Саровском. В нижней церкви Сергиево Казанского собора находится предел во имя преподобного Серафима Саровского. В Коренной Пустыне «Великому светильнику земли Русской» поставлен памятник работы курского архитектора В.М.Клыкова.

   Преподобного Серафима чтят как Православные Церкви, так и христиане

       инославные. В ряде стран с именем Саровского чудотворца неразрывно

       связаны представления не только о русском православном монашестве и

       его нравственных богатствах, но и о характерных чертах православной

       духовности вообще.

Как неиссякаемый источник мудрости, его наследие тщательно изучается, а жития издаются в Греции, Франции, Австрии, Бельгии, США и других странах

Заключение.

   Завершая свою исследовательскую работу, хочу сказать, что мною было собрано и проанализировано большое количество материала о Серафиме Саровском. В ходе работы я узнала много нового и интересного о судьбе и духовных подвигах преподобного.

Вначале я думала, что преподобный Серафим – это простой добрый старичок. Но нет, он гигант духа. Ему были открыты тайны духовного мира, дарована благодать исцелять душевные и телесные немощи. Он имел власть над тёмными силами, ему были открыты дальнейшие судьбы на земле.

Особенным свойством обхождения и бесед преподобного Серафима были любовь и смиренномудрие. Никого не поражал он жестокой укоризной или строгими выговорами. Без действительного наставления от него не уходил никто: ни богатые, ни бедные, ни учёные, ни вельможи, ни простолюдины. Для всех был добрый совет и облегчение от старца.

Благодатным плодом его подвижнической жизни явилось стяжание "мира души", который он считал драгоценным даром Божиим, самым важным делом в жизни христиан. "Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - говорил преподобный обращавшимся к нему монахам, - сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для достижения её. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия".

"Радость моя, - наставлял старец - молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

«Стяжать» - значит собрать, приобрести.

«Благодать Святаго Духа» - помощь Божия, которая ощущается человеком как особый свет, особый мир в душе, особая радость и теплота – и всё это вместе ни на что земное не похоже.

А когда старца спрашивали о том, что нужно для того, чтобы стяжать эту самую благодать Святаго Духа, то он отвечал: «Стяжите благодать Духа Святого молитвой и добрыми делами»

   Сегодня мы можем многому научиться у нашего святого земляка: трудолюбию, смирению, милосердию, доброму отношению к людям. Ничто не даётся в этом мире так дёшево, и ничто не ценится так дорого, как вежливость и доброе отношение к людям. И мне очень хочется, чтобы в наш суровый и жестокий век все дети земной планеты стали ясными лучиками, смогли вырасти людьми высоконравственными: добрыми, трудолюбивыми, ответственными, уважающими родителей, любящими свою Родину и стремящимися помогать тем, кто нуждается в помощи. Ведь будущее нашей планеты зависит от степени духовно – нравственного состояния каждого её обитателя.

                                                   Библиография.

1. Воскобойников В.М. Серафим Саровский – М.:РОСМЭН – ПРЕСС,

   2005.

  1. Скоробогатько Н.В. Русские святые – М.:Белый город, 2009.
  2. Е.Поселянин. Святая юность – Свято – Успенская Почаевская Лавра, 2005.
  3. Сборник детских стихов и рисунков, памяти преподобного Серафима Саровского / сост.- преподаватель воскресной школы Филина С.Б.,         2004.
  4. Чернов Д. Гордость Курского края //Отличная от других газета - май 2004.
  5. Чекарева А. Всё хорошо, радость моя //Отличная от других газета - сентябрь 2003 г.
  6. Преподобный Серафим Саровский // Отличная от других газета - июль 2004.
  7. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2002.
  8. Святые земли Курской / Авт. Сост. священник Владислав Реутов. – Курск: Изд – во Курск. гос. ун – та, 2003.

Рецензия

на исследовательскую работу                                                                     Аксёновой Анастасии обучающейся 6 класса                                                                       муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Коммунаровская средняя общеобразовательная школа»                 Беловского района Курской области

     Работа Аксёновой Анастасии «Серафим Саровский - великий подвижник Русской Церкви» посвящена изучению жизни и земных подвигов преподобного Серафима Саровского и способствует духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно – нравственного воспитания и одной из характерных причин данной ситуации явилось отсутствие чётких положительных ориентиров для молодого поколения. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, уважении.

Анастасия поставила перед собой цель изучить жизнь и духовные подвиги Серафима Саровского, показать чему мы можем научиться у преподобного и какое значение это имеет в современном мире.

По мнению автора, эта тема является для неё полезной, так как помогает воспитать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивым, внимательным к людям, помнить о тех, кто рядом. Ведь духовно –нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребёнка.

Анастасией проведена большая работа по изучению жизненного пути преподобного Серафима Саровского. При изучении этой темы она обращалась к многим литературным источникам, к газетным статьям, интернет – сайтам.

Рецензируемый проект представляет собой серьёзную и интересную работу. Она выполнена на высоком уровне. Автор показывает, что преподобный Серафим – это простой добрый старичок, а гигант духа. Ему были открыты тайны духовного мира, дарована благодать исцелять душевные и телесные немощи. Он имел власть над тёмными силами, ему были открыты дальнейшие судьбы на земле.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключения сделаны правильно.

Учитель основ православной культуры

муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Коммунаровская средняя общеобразовательная школа»                               Беловского района Курской области

Минченко Ирина Николаевна