Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа внеурочной деятельности Коммунаровской СОШ основного общего образования 5-6 класс

 

 

 

Рассмотрена                                 Принята на   заседании                                       Утверждаю.

на заседании МС.                       педагогического совета.                                    Приказ № 322 от              

Протокол №1от 30.08.2016 г.   Протокол №1 от 31.08.2016г.                            31.08.2016 г.                                                                                  

Председатель МС                       Председатель педагогического совета             Директор школы  

_______М.Н.Вороненко               ___________В.П.Пашина                               ________В.П.Пашина  

                                                                       Программа

внеурочной деятельности

Коммунаровской СОШ

основного общего образования

5-6 класс

 

 

 

                

 

                

                                             2016-2017 учебный год

                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа общего образования реализуется в Коммунаровской СОШ через учебный план и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности и учебный план школы являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования.

Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся универсальных учебных действий, проявляющихся в умении ориентироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно ставить цели и достигать их собственными усилиями.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» ;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год».
  • Приказ Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
  • Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
  • Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихсяСанитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МинобрнаукиРоссииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (общее образование).
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования (гигиенические требования)
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы общего образования.

Локальные акты ОУ, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС :

1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

Основные принципы организации внеурочной деятельности Коммунаровской СОШ:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию.

Направления реализации программы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

               Содержание, формы и методы

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

Выделены основные направления внеурочной деятельности:

- спортивно-оздоровительное,

- духовно-нравственное,

- общеинтеллектуальное,

- общекультурное социальное,

- социальное


Направление внеурочной деятельности

Вид внеучебной деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеучебной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

Духовно-нравственное

Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Общекультурное

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Экскурсии в музей, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Экскурсии в музей, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

Обще интеллектуальное

Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции

Социальное

Трудовая (производственная) деятельность

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

 

Образовательная модель организации образовательного процесса Коммунаровской СОШ.

Исходя из задач, форм, содержания внеурочной деятельности в Коммунаровской СОШ успешно реализуется инновационно-образовательная модель (на основе деятельности инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении).

Требования:

üразработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности;

üтесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимущества:

üвысокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности;

ü научно-методическое сопровождение их реализации;

ü уникальность формируемого опыта.

Данная модель позволяет выполнить следующие условия и рекомендации:

– содержание рабочих программ, входящих в модель внеурочной деятельности, должно соответствовует возрастным возможностям школьников;

– внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, их участие в работе детских общественных объединений и организаций;

– название и программное содержание внеурочных форм соответствуют направлению воспитательной деятельности;

– объём аудиторной работы с школьниками доведен до минимума;

– планируемые воспитательные результаты достаточно конкретизированы, соответственно содержанию рабочих программ и дифференцированы по уровням их достижения;

– структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности (методический конструктор внеурочной деятельности школьников);

– предлагаемые формы контроля результатов не являются формами контроля учебных достижений, учитываются спортивные и творческие успехи учащихся, уровень их социальной активности;

– в рабочих программах указываются способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика;

– разработан определенный режим и расписание проводимых занятий;

- помимо учебных кабинетов для внеурочной деятельности активно используются игровые уголки, спортзал, компьютерные классы, актовый зал, библиотечно-информационный центр, музей, помещения дополнительного образования.

Для реализации внеурочной деятельности программы курсов в школе предусмотрены как регулярные еженедельные внеурочные занятия со школьниками, так и организованные занятия крупными блоками – «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.). Кроме того, предоставляется возможность часть часов внеурочной деятельности использовать в период каникул для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, педагогическими кадрами школы.

Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета содержит следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1-2 класс)

Школьник ценит общественную жизнь 

(3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

6. Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

 Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

•Сформированность         детского коллектива (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.)

• Сформированность     мотивации воспитанников к участию в общественно полезной   деятельности коллектива

• Сформированность    коммуникативной культуры учащихся

• Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

• Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

• Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

 • Методика «Какой   у   нас   коллектив?»   (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Наши отношения»

• Методика «Творческие задания»

• Игра «Лидер»

• Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

. Социометрия

• Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

•   Методика «Сочинения учащихся»

 • Игровая методика «Мишень»

• Методика определения лидера

• Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

• Методика «Эмоционально-психологический климат»

• Характеристика   психологического   климата коллектива

. Методика изучения мотивации межличностных выборов

• Методика «Лесенка»

• Методика    диагностики     организованности коллектива

• Игровая методика «Лидер»

• Методика «Творческий коллектив»

• Методика определения уровня развития самоуправления

• Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

• Методика   «Определение   уровня   развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Ребячья мозаика»

• Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей

                              

7. Мониторинг деятельности

1.Методы и методики мониторинга деятельности педагогов

Показатели

Сроки контроля

Методы

контроля

Кто проводит

Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

1.1.Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года)

Май

Анализ 

Кл. рук. 5 кл.

1.2. Проектная деятельность учащихся

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

1.3.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

1.4. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

1.5. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

1.6. Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

1.7. Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

1.8. Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

1.9. Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

1.10. Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

1.11. Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

2. Анализ состояния работы с родителями

2.1. Проведение родительских встреч

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

2.2. Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в прошедшем учебном году

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

2.3. Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

3. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

3.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Кл. рук. 5 кл

3.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Кл. рук. 5 кл

3.3.Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

4. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

4.1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

Кл. рук. 5 кл

4.2.Планирование воспитательной работы на год

Сентябрь

Составление плана

Кл. рук. 5 кл

4.3.Ведение журнала и другой документации

Сентябрь - май

Проверка журналов

Кл. рук. 5 кл

5. Использование новых воспитательных технологий

.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

6. Профессиональный рост педагога

6.1.Прохождение курсов повышения квалификации

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

6.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

6.3. Работа над методической темой

В течение учебного года

Анализ 

Кл. рук. 5 кл

7. Обобщение и распространение опыта

7.1.Презентация опыта на различных уровнях

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

7.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций

В течение учебного года

Анализ

Кл. рук. 5 кл

Описание модели организации внеурочной деятельности

учащихся 5 класса Коммунаровской СОШ

на 2015-2016 учебный год

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется в Коммунаровской СОШ через учебный план и внеурочную деятельность.Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и распределяется следующим образом:

Направления внеурочной деятельности

Класс

Количество часов

     

Спортивно-оздоровительное

 

5

2

Духовно-нравственное

 

5

2

Социальное

 

5

2

Общеинтеллектуальное

 

5

2

Общекультурное

 

5

2

Всего к финансированию

 

10