Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа внеурочной деятельности Коммунаровской СОШ начального общего образования

Рассмотрена                                 Принята на   заседании                                    Утверждаю.

на заседании МС.                       педагогического совета.                                    Приказ № 322 от              

Протокол №1от 30.08.2016 г.   Протокол №1 от 31.08.2016 г.                             31.08.2016 г.                                                                                  

Председатель МС                       Председатель педагогического совета            Директор школы  

_______М.Н.Вороненко               ___________В.П.Пашина                               ________В.П.Пашина  

Программа

внеурочной деятельности

Коммунаровской СОШ

начального общего образования

 

 

 

                

 

                

                                              

2016-2017 учебный год

     Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Основные принципы организации внеурочной деятельности
  4. Содержание, методы
  5. Планируемые результаты
  6. Диагностическая эффективность внеурочной деятельности
  7. Мониторинг деятельности

1. Пояснительная записка

      Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

     Внеурочная работа в школе складывается в основном из трех компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью. Она является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководителей ОУ.

     Для общеобразовательного учреждения внеурочная деятельность часть выполняемых им функций.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков

        Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними./

         Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олим­пиад, соревнований, поисковых и науч­ных исследований и т. д.

2. Цели и задачи

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи:

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

3. Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

- Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

- Принцип научной организации

- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

- Принцип целостности

- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

- Принцип личностно-деятельностного подхода

- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

- Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур

- Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

-Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

- Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.

  1. Содержание, формы и методы

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

Выделены основные направления внеурочной деятельности:

- спортивно-оздоровительное,

- духовно-нравственное,

- общеинтеллектуальное,

- общекультурное социальное,

- социальное


Направление внеурочной деятельности

Вид внеучебной деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеучебной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Приобретение школьником   социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

Духовно-нравственное

Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Приобретение школьником   социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Общекультурное

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Экскурсии в музей, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

Приобретение школьником   социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Экскурсии в музей, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

Обще интеллектуальное

Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Приобретение школьником   социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции

Социальное

Трудовая (производственная) деятельность

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

Приобретение школьником   социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Приобретение школьником   социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

 

Организация внеурочной деятельности в 1,2,3,4 классах

по Коммунаровской СОШ

                                                                                

               Направления внеурочной деятельности в 1-4 классах

 

1.Духовно-нравственное воспитание

Хижнякова В.В.       «Путешествие по стране этикета»

Валивахина О.П.     «Дорога добра»-1

     Шафоростова И.П.   «В стране этикета»

           Лихошерстова Т.В.       «Умелые руки»

 

2.Общеинтеллектуальное

Лихошерстова Т.В.       «Уроки нравственности»

Хижнякова В.В     . «Занимательная математика»

Шафоростова И.П. «Почитай-ка»

Валивахина О.П.       «Занимательная грамматика»-1

                                    «Занимательная математика»-1

3.Общекультурное

Хижнякова В.В.             «Школа вежливых наук»

Валивахина О.П.           «Этика»

Шафоростова И.П.       «Азбука нравственности»

Лихошерстова Т.В. «Театральное мастерство»-2

 

4.Социальное

Хижнякова В.В.           «Капельки»

Шафоростова И.П.       «Я-гражданин России»

Валивахина О.П.          «Школа общения»

Зозулина Ю.В.               «Уроки доброты»    

5.Спортивно-оздоровительное

 

Валивахина О.П.         «Подвижные игры»

Лихошерстова Т.В.     «Школа здоровья»

Хижнякова В.В.         «Тропинка к здоровью»

Шафоростова И.П.     «Школа здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Планируемые результаты

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений;
  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка выпускников начальной школы осуществляется образовательным учреждением.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Результаты внеурочной деятельности

            Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

            Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

            Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1-2 класс)

Школьник ценит общественную жизнь 

(3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

6. Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

 Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

•Сформированность         детского коллектива (благоприятный психологический         микроклимат, сплоченность коллектива, высокий   уровень   развития   коллективных   взаимоотношений,   развитость   самоуправления,   наличие традиций и т.п.)

• Сформированность     мотивации воспитанников к участию в общественно полезной   деятельности коллектива

• Сформированность    коммуникативной культуры учащихся

• Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

• Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

• Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

 • Методика «Какой   у   нас   коллектив?»   (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Наши отношения»

• Методика «Творческие задания»

• Игра «Лидер»

• Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

. Социометрия

• Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

•   Методика «Сочинения учащихся»

 • Игровая методика «Мишень»

• Методика определения лидера

• Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

• Методика «Эмоционально-психологический климат»

• Характеристика   психологического   климата коллектива

. Методика изучения мотивации межличностных выборов

• Методика «Лесенка»

• Методика    диагностики     организованности коллектива

• Игровая методика «Лидер»

• Методика «Творческий коллектив»

• Методика определения уровня развития самоуправления

• Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

• Методика   «Определение   уровня   развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Ребячья мозаика»

• Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей

                              

7. Мониторинг деятельности

1.Методы и методики мониторинга деятельности педагогов

Показатели

Сроки контроля

Методы

контроля

Кто проводит

Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

1.1.Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года)

Май

Анализ 

учитель 1,2,3,4 классов

1.2. Проектная деятельность учащихся

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 классов

1.3.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 классов

1.4. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 классов

1.5. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 классов

1.6. Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 классов

1.7. Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 классов

1.8. Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 классов

1.9. Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 классов

1.10. Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 классов

1.11. Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса

2. Анализ состояния работы с родителями

2.1. Проведение родительских встреч

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса

2.2. Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в прошедшем учебном году

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса

2.3. Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса

3. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

3.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

учитель 1,2,3,4 класса

3.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

IV четверть

Анкетирование учащихся и родителей

учитель 1,2,3,4 класса

3.3.Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса

4. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

4.1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса

4.2.Планирование воспитательной работы на год

Сентябрь

Составление плана

учитель 1,2,3,4 класса

4.3.Ведение журнала и другой документации

Сентябрь - май

Проверка журналов

учитель 1,2,3,4 класса

5. Использование новых воспитательных технологий

.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 класса

6. Профессиональный рост педагога

6.1.Прохождение курсов повышения квалификации

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 класса

6.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 класса

6.3. Работа над методической темой

В течение учебного года

Анализ 

учитель 1,2,3,4 класса

7. Обобщение и распространение опыта

7.1.Презентация опыта на различных уровнях

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса

7.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций

В течение учебного года

Анализ

учитель 1,2,3,4 класса