Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа воспитания и социализации на ступени основного общего образования (в соответствии ФГОС) Коммунаровской СОШ 5-6 класс

Рассмотрена                                 Принята на   заседании                                       Утверждаю.

на заседании МС.                       педагогического совета.                                     Приказ № 292 от              

Протокол №1от 28.08.2015 г.   Протокол №1 от 31.08.2015г.                             31.08.2015 г.                                                                                  

Председатель МС                       Председатель педагогического совета             Директор школы  

_______М.Н.Вороненко               ___________В.П.Пашина                               ________В.П.Пашина  

                                                                    

                                                        Программа

воспитания и социализации на ступени основного общего образования

(в соответствии ФГОС)

Коммунаровской СОШ

5-6 класс

 

 

 

 

                

 

                                   2016-2017 учебный год

       Срок реализации программы сентябрь 2015 года – май 2016 год.

Введение.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Он включает воспитательную учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основан на системе духовных идеалов народов России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития какинтеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.

Основными идеями программы являются:

1.Идея развития:

- развитие обучающегося, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе;

- развитие личности обучающихся;

- развитие педагогической системы школы в целом.

2. Идея творчества:

- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к

творчеству;

- творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.

3. Идея сотрудничества:

- партнерские отношения субъектов воспитательной системы;

- совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности:

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- развитие социальной восприимчивости обучающихся, доверия, способности к симпатии,

сочувствию;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически

здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в

условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий

организации учебно-воспитательного процесса.

Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское

общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём

мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое

государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок,

социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству,

ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности:

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;

достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие,

ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и

вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности,

религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе

межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

(ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая

грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и

жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к

познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования,

интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл

труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической

культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека,

самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

А также:

формирование познавательного интереса к различным областям знаний;

— формирование потребности к достижению успехов и самоутверждению в различных видах

деятельности (спорт, художественное творчество, интеллектуальное творчество, трудовая деятельность, общественная деятельность и другие.);

— переориентация учащихся с детских норм поведения на взрослые;

— формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения;

— формирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному время провождению.

Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:

Познавательный потенциал:любознательность; изобретательство; инициатива; пытливость ума;желание творчества; стремление к прекрасному.

Нравственный потенциал:прилежание;упорство и аккуратность;искренность и правдивость;

внимательность; наблюдательность; готовность помочь; сопереживание; доброта; великодушие; желание разделить боль и радость другого человека; чуткость; почтительное уважение к старшим; любовь к родителям.

Физический потенциал:интерес к подвижным играм;интерес к занятиям спортом;желание стать сильным, ловким; мотивация занятий спортом;стремление к спортивным достижениям;трудолюбие в спортивных занятиях; поиск своего спортивного кумира.

  1. Программа духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально- педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

Задачи:

  • Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Формирование толерантности, подготовка учащихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
  • Укрепление здоровья школьников, формирование отношения к своему здоровью как к ценности.
  • Данная программа призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся 5-6 классов основаны на направлениях общешкольной программы развития воспитательной компоненты :

  1. Направление «Я - гражданин» - гражданско-патриотическое воспитание
  2. Направление «Ребенок и его нравственность»- нравственное и духовное воспитание, социокультурное и медиокультурное воспитание
  3. Направление «Хочу все знать»- воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание.
  4. Направление «Я и природа» - экологическая и природоохнанная деятельность
  5. Направление «Мир прекрасен» - культуротворческое и эстетическое воспитание.
  6. Направление «Семья и ребенок» - воспитание семейных ценностей
  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подростка включает в себя правое воспитание и культуру поведения и здоровьесберегающее воспитание
  8. Программа социализации обучающихся - формирование коммуникативной культуры.

1 направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: «Я - гражданин»

Цели:

üвоспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;

üформирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;

üпризнание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Задачи воспитания:

üформировать у обучающихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

üформировать гуманистическое мировоззрение обучающихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

üобучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

üформировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую   память поколений в памяти потомков;

üвоспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

üпроявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

Виды деятельности:

üизучение обучающимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к   ним отношения;

üорганизация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

üсотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся;

üформирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

üизучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество;

üразвитие патриотических чувств обучающихся через организацию проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

üорганизация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;

üсоздание условий для проявления истинного патриотизма обучающихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

üпосещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

üдемонстрация примеров проявления молодежью, лицеистами гражданской позиции и мужества, патриотизма;

üпоощрение обучающихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;

üактивное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции обучающихся;

üформирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.

Формы внеклассной работы:

üтематические классные часы;

üвстречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

üпосещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны   и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

üконкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

üинтерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям, квесты);

üучастие в конкурсах и концертах, посвященных правовой и патриотической тематике;

üпоходы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

üмероприятия по программе декады истории и права;

üмероприятия , посвященные Дню защитника Отечества

üблаготворительные акции «Акция Добра» (ко дню пожилого человека), «Посылка воину»,«Солдатский платок», «Игрушка в детский дом», «Новогодняя гирлянда», «Весенняя неделя Добра», «Цветы ветеранам» и др.;

üшефство над ветеранами войны и труда (встречи с ветеранами, чествование ветеранов: подготовка сувениров и подарков для людей, переживших тяготы войны);

üинтерактивные игры;

üвстречи с интересными людьми, ветеранами;

üконкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы:

«Моя Россия»: «Памятные даты России» «День России»;

«Моя малая Родина, мой край и город»: «Край ты мой любимый, край ты мой родной»; «Город, мой город чудесный»;

«Навстречу юбилею Победы»:«Мир без войны»;«За жизнь, за клочок синевы и покоя, за памяти жертвенный прах»; «Война в истории моей семьи»; «Чтоб не забыть отцов и дедов, что было – не перечеркнуть их кровь, их подвиг и победу, ведь в этом юбилея суть»; «И помнит мир спасенный»; «К победе шли четыре года»; «Мир глазами детей»; «Мир дому твоему»: «Моя семья в истории города»;«Моя мама»;«Мои дедушка и бабушка»;«Молодость наших родителей»;

«Космос»: «Нас манят далекие звезды»

«Права человека»: «Права человека глазами современных школьников» и др.

Традиционные мероприятия для обучающихся 5-6х классов.

Мероприятия

Ожидаемые результаты

5 класс

Классный час «Символика России»,конкурс рисунков.

Понимание символики государства – Флага, Герба и Гимна России.

Классные часы «Герои земли Русской»,

«О тех, кто прославил Россию».

Знакомство детей с героическими страницами

истории русского народа; формирование у детей положительной нравственной оценки защитников родной земли. Восприятие их в качестве положительного идеала. Воспитание уважения к прошлому своего народа

Классные часы «Чье детство пришлось навоенные годы», «Ветеран живет рядом»,«Как бы я отпраздновал День России».

Знакомство детей с героическими страницами

истории русского народа; формирование у детей положительной нравственной оценки защитников Родины.

Поисковая работа «Война в истории моейсемьи», «Военный орден в твоей семье».

Пробуждение интереса к своим историческим

корням, воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны; формирование активной гражданской позиции. Осознание себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

Акция «Георгиевская ленточка»

Создание соответствующего эмоциональногонастроя в канун праздника Победы, пробуждение чувства сопричастности к героическим событиям, желания принять участие в акции.

Классный час и конкурс рисунков «Право

быть ребёнком».

Формирование у учащихся общего представление об ООН и принятых ею документах. Знакомство учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка

Праздник правовых знаний «Путешествиев страну Справедливости».

Формирование уважительного отношения к закону.

«Вперед, мальчишки!» - участие в

мероприятиях , посвященных Дню защитника Отечества.

Воспитание чувства долга, ответственности,готовности к защите Отечества.

Участие в традиционных праздниках: «Посвящение в пятиклассники».

Формирование чувства «Мы», формированиенравственного уклада школьной жизни.

6 класс

Изучение государственной символики

страны, области, района. Знакомство с

традициями, выдающимися людьми :

-экскурсии в музеи

- посещение в библиотеки

- цикл кл. часов «Символы России, области, района», встречи с интересными людьми

Формирование активной жизненной позиций,гордости за свой край, свое Отечество;нравственных личностных качеств

«Путешествие в страну «Законию».

Формирование у учащихся представления о

Конституции как об Основном законе Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина России.

Классный час-диалог «Есть ли границы у

свободы?»

Осмысление понятий «свобода», «право насвободу»

Встреча с инспектором ПДН: «Правовой

статус несовершеннолетних».

Формирование представления учащихся оправовом статусе несовершеннолетних, единстве прав и обязанностей в обществе,формирование умений и навыков правовогоповедения. Формирование уважительного отношения к закону

«России верные сыны», «Герои последней

Великой войны», «На страже Родины», «О

тех, кто прославил Россию», «Ради жизни на земле».

Расширение и углубление знаний учащихся о

выдающихся людях России. Формирование у детей

положительной нравственной оценки защитников родной земли. Восприятие их в качестве положительного идеала. Воспитание уважения к прошлому своего народа.

Поисковая работа «Война в истории моей

семьи», «Военный орден в твоей семье».

Пробуждение интереса к своим историческим

корням, воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны; формирование активной гражданской позиции. Осознание себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

«О тех, кто прославил Россию», «Он сам

был нашим университетом» (о

М.В.Ломоносове), «Покорители космоса», «Циолковский»

Расширение и углубление представлений о

национальных героях и важнейших событияхистории России

«Вперед, мальчишки!» - участие в

мероприятиях месячника, посвященного

Дню защитника Отечества

Воспитание чувства долга, ответственности,

готовности к защите Отечества

Участие в традиционных праздниках школы

Формирование чувства «Мы», формирование

нравственного уклада школьной жизни.

Интерактивные игры

Формирование осознания своих прав и

обязанностей и прав и обязанностей других людей

     

Оценка результативности работы

Критерий

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

Школьников

Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение различных мероприятий.

Количество добрых дел.

Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч

Статистический анализ.

Атмосфера в школе.

Отсутствие асоциального

поведения.

Диагностика мотивационной

сферы

Вовлеченность в проектную

деятельность.

Количество вовлеченных обучающихся.

Статистика. Наблюдение.

Произвольность в общении.

ü  общительность;

ü  открытость;

ü  адекватное ситуации выражение эмоций;

ü  способность к поддержке другого.

Экспертная оценка классных

руководителей

2 направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания

«Ребенок и его нравственность»

Цель:

Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

üсоздавать условия для проявления обучающимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

üзнакомить обучающихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

üизучать с обучающимися нравственные традиции их семей и поколений;

üразвивать у обучающихся потребность в совершении нравственных поступков;

üсоздавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

üспособствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

üсоздавать условия для нравственного самовоспитания обучающихся.

Виды деятельности:

üизучение нравственной воспитанности обучающихся школы, определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;

üизучение нравственного климата в семьях обучающихся и классных коллективах,    

üконсультирование родителей, классных руководителей и воспитателей по изученной проблеме;

üразностороннее развитие нравственного мышления обучающихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры, ответственности за свои поступки;

üучет возрастных особенностей в организации деятельности обучающихся по данному направлению;

üсоздание условий для проявления обучающимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

üпоощрение обучающихся, совершающих нравственные поступки.

Формы внеклассной работы:

üтренинги нравственного самосовершенствования;

üэкскурсии, знакомство с историческими и памятными местами ;

üдискуссии по нравственной тематике;

üпоисковая работа;

üшефская работа в младших классах, детских садах;

üизучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности;

üпраздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;

Традиционные мероприятия для обучающихся 5-6х классов.

У младших подростков необходимо формировать привычку нравственного поведения.

Обучающимся необходимо демонстрировать достижения их товарищей в нравственном поведении,

формировать культуру общения друг с другом в коллективе. Большое внимание необходимо уделить демонстрации нравственных достижений выдающихся людей, подчеркивать благородство их поступков.

Мероприятия

Ожидаемые результаты

 

5 класс

 

«Будем знакомы, будем друзьями»

(день рождения коллектива).

Знакомство детей с классным руководителем,

установление благоприятного микроклимата в

классе.

 

«Азбука вежливости, или Этикет на каждый день»

Сформированные представления учащихся об

основных этических нормах и навыках культурного общения.

 

Конкурсы рассказов «Расскажу о хорошем человеке», «Добрые руки человеческой помощи.

Уважительное отношение к людям.

 

Просмотр и последующее обсуждение

спектакля или фильма, затрагивающего

нравственно-этические вопросы.

Развитие способности к рефлексии, умение

ставить себя на место другого, сопереживать и

искать и находить способы человеческой поддержки.

 

Акции помощи ветеранам, пожилым,

больным людям, детям в детских домах, больницах.

Посильное участие в делах благотворительности,

милосердия, в оказании помощи нуждающимся,

пробуждение эмпатии, чувства сопричастности.

 

Конкурс проектов «Передай добро по

кругу», «Я хочу помочь людям».

Создание соответствующего эмоционального

настроя на участие в Весенней акции добрых дел, пробуждение чувства сопричастности, желания принять участие в акции.

 

Эссе на нравственно-этические темы.

Развитие способности к рефлексии, умение

ставить себя на место другого, сопереживать и

искать и находить способы человеческой поддержки

 

Акция «Зеленый кошелёк».

Развитие потребности в совершении нравственных поступков.

 

6 класс

Классный час с элементами проектной

деятельности «Давайте жить дружно».

Формирование коллектива, обсуждение и

принятие правил жизнедеятельности класса.

Диспут «Что такое хорошо и что такое

плохо»

Развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого, сопереживать, искать и находить способы человеческой поддержки.

Игра «Школа вежливых наук»

Игра – путешествие «Рецепты хорошего

тона»

День рождения класса «Виват, мой класс»

Повышение уровня социальной комфортности в

Коллективе

Посещение и последующее обсуждение

спектакля или фильма, затрагивающего

нравственно-этические вопросы.

Развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого, сопереживать, искать и находить способы человеческой поддержки.

Классный час и конкурс рисунков «Голубая

планета Земля».

Глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя. Бережное гуманное отношение ко всему живому.

Участие в благотворительных концертах.

Развитие потребности в совершении нравственных поступков.

Акция «Зеленый кошелёк».

Развитие потребности в совершении нравственных поступков.

       

Мониторинг: портфолио (личные достижения), периодические открытые совместные обсуждения и опросы (обе группы участников: подростки и взрослые (учителя, родители) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности.

Оценка результативности работы

Критерий

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

школьников

Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение различных мероприятий.

Количество добрых дел.

Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч

Статистический анализ.

Атмосфера в школе.

Отсутствие асоциального

поведения.

Диагностика мотивационной

сферы

Вовлеченность в проектную

деятельность.

Количество вовлеченных обучающихся.

Статистика. Наблюдение.

Произвольность в общении.

ü  общительность;

ü  открытость;

ü  адекватное ситуации выражение эмоций;

ü  способность к поддержке другого.

Экспертная оценка классных

руководителей

3 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

«Хочу все знать»

Цель: создание условий для осуществления практической деятельности обучающихся, направленной наприобретение социальных навыков.

Усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии; все великие духовно-нравственные прорывы в понимании сущности человека и человечества.

Задачи воспитания:

üсформировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений;

üорганизовать общественно- полезную социальную деятельность;

üсоздать отношения партнерства и сотрудничества в ходе осуществления общественно-полезной деятельности;

üформировать гуманистическое отношение к миру;

üзнакомить обучающихся с интеллектуальными достижениями различных людей;

üсоздавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

üпоощрять инициативу и стремление обучающихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

üдавать возможность обучающимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами; усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии;

üразъяснять обучающимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии;

üсоздавать возможности для приобретения опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов

üформировать нетерпимое отношение к лени, небрежности, незавершенности дела, к небрежному отношению к результатам человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершён;

üвоспитывать безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку; способность к признательному восхищению теми, кто занимается творчеством – изобретательством, творчеством в сфере науки, архитектуры, литературы, музыки и других видов искусства и пр.;

üпоощрять и поддерживать самообразование посредством Интернета, занятий в библиотеках, музеях, лекториях и т.п.

Содержание воспитательной работы:

üизучение интеллектуальных возможностей обучающихся и динамики изменения интеллектуальных достижений;

üформирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;

üразвитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в   развитии собственного интеллекта;

üразвитие творческой инициативы и активности, обучающихся в интеллектуальной деятельности;

üсоздание атмосферы творчества, проявления самостоятельности' обучающихся в подготовке воспитательных мероприятий;

üстимулирование и поощрение достижений обучающихся в данном направлении;

üвсемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления (в рамках программы «Одаренные дети»);

üприобщение к социально- значимой деятельности через участие в волонтерских движениях   различной направленности

Формы внеклассной работы:

üинтеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе;

üинтеллектуальные бои, ринги, дебаты, исследовательские конференции;

üтворческие объединения по интересам: по интересам в классе и в школе;

üстудии для развития обучающихся центра образования;

üтворческие конкурсы: на лучший сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;

üсоздание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами в параллели, между различными параллелями);

üсостязания изящной словесности;

üинтеллектуальные викторины;

üпредметные вечера;

üлитературные гостиные;

üшколы интеллектуального творчества;

üчитательские конференции по книгам из серии «Жизнь замечательных людей»;

üэкскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;

üчасы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.

Традиционные мероприятия для учащихся 5-6х классов:

üчасы общения, тренинги, беседы;

ü конкурсы, праздники, путешествия, конференции, выставки;

ü научно-практическая конференция «Глобальные проблемы современности»;

ü Выставки творческих работ «Это сделали мы сами»;

ü праздник школьных умников;

ü общешкольный конкурс «Самый классный класс»;

ü конкурс на самого читающего человека центра образования;

ü конкурс проектов;

ü акции «Милосердие», «Чистая улица», «Дорогою добра», «Мы разные, но мы вместе».

Мероприятие

Ожидаемый результат

 

5 класс

 

Классные часы «Жизнь замечательных людей» и др.

Сформированное представление обучающихся об   интеллектуальных достижениях различных людей, усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда.

 

Викторина «Умники и умницы».

Создание условий для формирования положительного отношения к знаниям, книгам; способствовать развитию любознательности, расширение кругозора в разных областях науки.

 

Выставка поделок «Это сделали мы сами».

Опыт собственного участия в коллективной работе. Воспитание нетерпимого отношения к лени, небрежности, незавершенности дела.

 

Общешкольный конкурс «Самый классный класс».

Проявление обучающимися своих интеллектуальных возможностей и достижений. Поощрение одаренныхобучающихся.

 

6 класс

Классный час «Интеллект, наука, культура...» и др.

Организация общения с успешными учащимися –победителями и призерами предметных олимпиад. Развитие мотивации у учащихся кинтеллектуальной деятельности.

Выставка поделок «Это мы сделали своимируками»

Развитие мотивации у учащихся и родителей к

интеллектуальной деятельности

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг».

Побуждение учащихся к поиску новых знаний, расширению своего кругозора, развивать умение работать в команде.

Встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство биографиямивыпускников, показавших достойныепримеры высокого профессионализма,

творческого отношения к труду и жизни.

Ознакомление учащихся с достижениями выпускников центра образования в разных областях науки и труда.

Общешкольный конкурс «Самый классный класс».

Проявление учащимися своих интеллектуальных возможностей и достижений. Поощрение одаренных учащихся

Конкурс проектов «Что я знаю о…».

Создание условий для развития творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности.

       

Мониторинг: портфолио (личные достижения), периодические открытые совместные обсуждения, опросы (обе группы участников: подростки и взрослые (учителя, родители) следует рассматривать как важнейший элемент рефлексии программной деятельности.

Оценка эффективности работы.

Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

Школьников

Вовлеченность обучающихся в

подготовку и проведение мероприятий . Количество мероприятий.Уровень познавательных мотивов

Статистический анализ.

Анкетирование.

Диагностика мотивационной сферы

Вовлеченность

школьников в олимпиадное движение

Количество вовлеченныхобучающихся в олимпиадное движение. Количество

победителей олимпиад разного уровня. Количество педагогов, подготовивших победителей.

Протоколы олимпиад.

Статистические отчеты.

Анализ поступления

выпускников школы в учебные заведения.

Вовлеченность школьников в конкурсы

Количество вовлеченныхобучающихся в различные конкурсы. Количество победителей этих конкурсов.Количество педагогов подготовивших победителей

Статистический анализ

проведенных мероприятий

Вовлеченность школьников винтеллектуальные игры

Количество вовлеченных обучающихся винтеллектуальные игры, количество команд, выступающих за школу. Количество побед в интеллектуальных играх. Количество педагогов,

подготовивших победителей.

Статистический анализ

проведенных мероприятий

Вовлеченность школьников впроектную деятельность

Количество обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность. Количество краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных учебных проектов. Количество выполненных обучающимися междисциплинарных проектов

Отчеты педагогов –

руководителей проектов

Развитие интеллектуального и

Творческого потенциалов

Школьников

Количество обучающихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность, количество педагогов

подготовивших победителей. Уровень интеллекта и творческих способностей обучающихся.

Статистический анализ

Проведенных мероприятий.

Психологическая диагностика интеллекта и креативности.

4 направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде(экологическое воспитание):

Цели:

üосознание возникшего кризиса в отношениях человека и природы как одной из актуальнейших глобальных проблем человечества; способность видеть и понимать, в каких формах этот кризис выражен в месте проживания подростка; его добровольное участие в решении этой проблемы на муниципальном уровне как личностно важный опыт природоохранительной деятельности;

üосознание противоречивой роли человеческой деятельности в отношении природы;

üусвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.

Задачи воспитания:

üформировать умение придавать экологическую направленность любой деятельности,

         проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в

         разных формах деятельности;

üразъяснять понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

üобъяснять осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

üразвивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

üформировать представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека;

üспособность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

üдать знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

üовладеть способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

üучаствовать в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

Виды деятельности и формы занятий:

üразвитие и углубление опыта непосредственного эмоционально-чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его ближних окрестностях; сопоставление бытующей практики с результатами качественно иных подходов к выстраиванию этих отношений (европейский, японский опыт);

üна этом фоне – проведение исследований творчества поэтов-лириков и поэтов-философов, а также писателей и художников-пейзажистов и анималистов, пейзажных и садовых архитекторов (как отечественных, так и зарубежных), раскрывающих общность мира природы и мира человека;

üуглубленное знакомство с публикациями Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и подготовка по выбранным объектам специальных публичных презентаций; в этом же отношении могут оказаться полезными и другие богато иллюстрированные и снабженные научными текстами издания (а также кинофильмы), актуализирующие проблематику ценностного отношения к природе;

üполучение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;

üучастие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

üусвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю и, возможно, за границей);

üосмысление «темы природы» в своем собственном творчестве (стихосложении, рисовании, прикладных видах искусства;

üфотографическая фиксация в городе и/или в его ближних окрестностях видов, представляющих с точки зрения участников этого поиска, особую эстетическую ценность; подготовка на основе серии подобных фотографий презентации «Незамечаемая красота» (название условно).

Мероприятия

Ожидаемые результаты

5 класс

Классные часы о природе и экологии

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее

жизненные силы

Конкурс рисунков «Голубая планета Земля» и др.

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее

жизненные силы

Конкурсы рассказов «О братьях наших меньших» и др.

Нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей.

Выставка поделок «Зимняя планета детства» и др.

Развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы. Опыт собственного участия в коллективной работе.

Акции помощи птицам(«Покормите птиц зимой»).

Весенняя акция добрых дел –экологические субботники.

Посильное участие в делах благотворительности,милосердия, в оказании помощи нуждающимся, пробуждение симпатии, чувства сопричастности. Развитие потребности в совершении нравственных поступков.

Проектная и исследовательская

Деятельность

Участие в создании и реализации коллективных

природоохранных проектов.

Проявление учащимися своих интеллектуальных

возможностей

Экскурсии.

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни.Глубокое проникновение в экологические

проблемы, желание их решать, начиная с себя.

Бережное гуманное отношение ко всему живому.

6 класс

Классные часы о природе и экологии.

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно- эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее

жизненные силы.

Викторина по природе и экологии

Создание условий для формирования положительного отношения к знаниям, книгам; Усвоение ценностного отношения к природе.

Конкурс рисунков и фотографий

«Незамечаемая красота» и др.

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее

жизненные силы.

Конкурсы сочинений «Добрые руки

человеческой помощи»

Нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей.

Выставка поделок «Зимняя планета детства» и др.

Развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы. Опыт собственного участия в коллективной работе.

Акции помощи птицам(«Кормушка»), бездомным животным.Акция «Зелёный кошелёк».Весенняя акция добрых дел – экологические субботники.

Посильное участие в делах благотворительности,

милосердия, в оказании помощи нуждающимся,

пробуждение эмпатии, чувства сопричастности.

Развитие потребности в совершении нравственных поступков.

Конкурсы рассказов «О братьях наших меньших».

Нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей.

«Тропа испытаний» (заочное путешествие по родному краю).

Экологическое воспитание, воспитание любви к родному краю.

Экскурсии.

Глубокое проникновение в экологические проблемы, желание их решать, начиная с себя. Бережное гуманное отношение ко всему живому.

     

Мониторинг программы:

периодические открытые совместные обсуждения происходящих перемен (их глубины, характера, индивидуального и общественного значения и т.п.);

оценочные суждения, зафиксированные в виде персональных характеристик, в качестве личных достижений для пополнения своего портфолио, в виде благодарностей, вынесенных не от имени администрации, а от имени всего детско-взрослого «программного сообщества»; анкетирование.

5 направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Цель: создание условий для осуществления практической деятельности обучающихся, направленной на развитие творческих способностей и эстетического восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.

Задачи воспитания:

üразвитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно – о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи; представления об эволюции этих представлений на примере европейской моды от античности до наших дней;

üпродолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности отличать подлинное искусство от его суррогатов; постепенное введение подростков в мир античного, романского, готического, классического и т.д. искусства, включая авангард и модерн ХХ века и художественный язык современного искусства; параллельно – освоение основ художественного наследия родной, русской и иных важнейших культурно-художественных и религиозно-художественных традиций: японской, китайской, индийской, арабской (исламской), христианской, буддийской и др.

üпоощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища, территории дома, школы и др.).

Виды деятельности и формы занятий

üэкскурсии, знакомство с историческими и культурными местами ;

üтематические классные часы.

üизучение культурного наследия, имеющего общечеловеческий характер;

ü«использование»природы Беловского района, его окрестностей в качестве своеобразной «образовательной программы» по истории культуры народа, создавшего этот социально природный феномен; осмысление и письменная фиксация результатов такого наблюдения- исследования - интереснейший и очень полезный в духовно-нравственном отношении опыт;

üорганизация экскурсий на художественные выставки, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей с последующим обсуждением увиденного и прочувствованного и оформлением в виде презентаций, эссе и других форм долговременного хранения и использования;

üобучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее обсуждение;

üподдержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально;

üконкурсы на украшение класса, школы.

Мероприятия

Ожидаемые результаты

 

5 класс

 

Годовой круг праздников

Формирование чувства прекрасного. Развитие

взаимодействия, творческих возможностей обучающихся, творческой инициативы

 

Классные часы «Жизнь замечательных людей» и др.

Сформированное представление обучающихся об

интеллектуальных достижениях различных людей, усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда.

 

Праздник совместно с родителями «Мир моих увлечений»

Создание условий для совместной творческой

деятельности обучающихся и их родителей, поддержка подростковой творческой деятельности, сплочение коллектива учащихся и родителей

 

Творческие конкурсы(рисунков, стихов, чтецов, сочинений, эссе)

Формирование чувства прекрасного. Развитие взаимодействия, творческих возможностей обучающихся, творческой инициативы

 

Выставки фото, поделок «Это сделали мы сами», «Нас манят космические дали» и др.

Развитие взаимодействия, творческих возможностей обучающихся.

 

Встречи, экскурсии, ролевые игры,

тематические часы, беседы

Формирование чувства прекрасного. Развитие взаимодействия, творческих возможностей обучающихся, творческой инициативы

 

Концерты художественной

Самодеятельности

Поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально

 

6 класс

Совместные праздники и традиционные общешкольные мероприятия (Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День рождения класса.«Мама года», «Папа года», «Супер-бабушка», «Семья года» и др.)

Создание условий для совместной творческой деятельности учащихся и их родителей.

Поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство.

Классные часы «Жизнь замечательных людей»

Сформированное представление учащихся об

интеллектуальных достижениях различных людей, усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда.

Творческие конкурсы (рисунков, стихов, чтецов, сочинений, эссе на темы:«Мое красочное лето», «Через тернии к звёздам» и др.)

Формирование чувства прекрасного. Развитие

взаимодействия, творческих возможностей учащихся, творческой инициативы

Выставки фото, поделок «Это сделали мы сами», «Зимняя планета детства» и др.

Развитие взаимодействия, творческих возможностей учащихся

Встречи, экскурсии, ролевые игры, тематические часы, беседы

Формирование чувства прекрасного. Развитие взаимодействия, творческих возможностей учащихся, творческой инициативы

Концерты художественной

самодеятельности

Поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально

Дни театра

Формирование чувства прекрасного

Классный час «Интеллект, наука, культура...» и др.

Организация общения с успешными учащимися

– победителями и призерами НПК по МХК, искусству.

«Масленицу встречаем» - семейная

развлекательная программа

Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям

Встречи и беседы с выпускниками,

знакомство с биографиями выпускников,

показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношенияк труду и жизни

Ознакомление учащихся с достижениями

выпускников центра образования в разных областях культуры и искусства

Творческая проектная деятельность

Побуждение учащихся к поиску новых знаний,

расширению своего кругозора, развитие умения

работать в команде

       

Оценка результативности работы

Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

школьников

Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение общешкольных мероприятий.

Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч.

Статистический анализ.

Атмосфера в школе.

Отсутствие асоциального

поведения.

Вовлеченность в проектную

деятельность

Количество вовлеченныхобучающихся в творческую, проектную деятельность.

Статистический анализ

проведенных мероприятий

Произвольность в общении

ü  общительность;

ü  открытость;

ü  адекватное ситуации выражение эмоций;

ü  способность к поддержке   другого

Экспертная оценка классных руководителей

6 направление «Ребенок в семья» (работа с родителями)

Цель:

Осознание обучающимися значимости семьи в жизни любого человека, работа с родителями по взаимодействию с образовательным учреждением с целью воспитания детей.

Задачи воспитания:

üсоздать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся;

üпозитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

üпреодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

üспособствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

üсоздавать условия для духовного общения детей и родителей;

üсоздать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

üсоздание банка данных о семьях обучающихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

üизучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся;

üсотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;

üсоздание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель — ребенок — родитель»;

üудовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

üразностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания обучающихся, использование активных форм просветительской деятельности;

üорганизация проведения совместного досуга родителей и обучающихся;

üпривлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики образовательного учреждения;

üдемонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

üпоощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

üтематические классные часы;

üпраздники семьи;

üтренинги;

üсовместные праздники;

üиндивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

üэкскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

üспортивные состязания;

üдни творчества, дни открытых дверей и др.

Традиционные мероприятия для учащихся 5-6 х классов

Мероприятия

Ожидаемые результаты

5 класс

Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи: «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»;

Формирование знаний об истории своей семьи, воспитание бережного отношения к традициям своей семьи; воспитание чувства любви и гордости за свою семью

Презентация семьи

Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива обучающихся и родителей

«Масленицу встречаем» - семейная развлекательная программа

Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям

Праздники семьи («Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому»)

Воспитание любви и уважения к родителям, к собственному дому.

Совместные праздники и традиционные общешкольные мероприятия (Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День рождения класса и др.)

Создание условий для совместной творческой деятельности обучающихся и их родителей

Выставки творческих работ учащихся и родителей

Создание условий для совместной творческой и трудовой деятельности обучающихся и их родителей, формирование положительного отношения к совместному труду

6 класс

Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи: «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»;

Формирование знаний об истории своей семьи, воспитание бережного отношения к традициям своей семьи; воспитание чувства любви и гордости за свою семью

Презентация семьи

Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, сплочение коллектива обучающихся и родителей

«Масленицу встречаем» - семейная развлекательная программа

Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям

Праздники семьи («Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому»)

Воспитание любви и уважения к родителям, к собственному дому.

Совместные праздники и традиционные общешкольные мероприятия (Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День рождения класса и др.)

Создание условий для совместной творческой деятельности обучающихся и их родителей

Выставки творческих работ учащихся и родителей

Создание условий для совместной творческой и трудовой деятельности обучающихся и их родителей, формирование положительного отношения к совместному труду

                     Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни подростков.

Программа направлена на формирование культуры безопасного поведения и здорового

образа жизни, способствующего социальному, личностному, интеллектуальному, познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы благодаря сохранению и укреплению здоровья как биосоциальной базы, необходимой для достижения целей на каждом этапе своего жизненного пути. При этом здоровье рассматривается как персональный жизненный ресурс, условие реализации интеллектуального, нравственного, физического и репродуктивного потенциала человека.

Методологические подходы программы формирования здорового образа жизни и культуры здоровья основываются на мотивационных и поведенческих установках личности и принципах непрерывного самовоспитания и самокоррекции поведенческих реакций на воздействия факторов риска развития различных заболеваний. Для этого важно понимание личностью необходимости укрепления и сохранения здоровья.

Обязательным компонентом программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является создание в центре образования условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. В системе мер по охране и укреплению здоровья обучающихся важное место отводится здоровьесберегающим технологиям.

Цель и задачи программы:

Цели:формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья, создание мотивации быть здоровым и обеспечение условий для ведения здорового образа жизни.

Задачи программы:

ü  формирование у обучающихся здоровьеполагающего мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

ü  формирование представления об основных компонентах экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

ü  воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения;

ü  формирование способности делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

ü  формирование способности самовоспитания и укрепления воли обучающегося путем внутренней установки личности поступать не во вред здоровью и вопреки пагубным желаниям, привычкам и модным тенденциям.

ü  создание в школе условий, обеспечивающих возможность каждому участнику образовательной деятельности самосовершенствоваться, сохранять и укреплять свое здоровье;

ü  создание условий для развития творческой, поисковой активности в познании себя;

ü  создание системы преемственности знаний и опыта обучающихся на каждой ступени образования по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

ü  внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий,

ü  организация административного контроля над соблюдением требований СанПиН;

ü  осуществление профилактических мер по предотвращению ухудшений санитарно- гигиенических условий в центре образования;

Основное содержание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего образования.

В соответствии с ключевыми целями и задачам программы содержание направлений

организационной, воспитательной и образовательной деятельности группируется в три блока.

Первый блок просветительско-воспитательной деятельности предусматривает:

1. Приобретение обучающимися через предметное и метапредметное обучение:

üобщих представлений о факторах риска здоровью человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий;

üзнаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, эпидемиологических, транспортных, социально-конфликтных;

üэлементарных гигиенических знаний по режиму жизнедеятельности, рационального питания, санитарно-эпидемиологической грамотности, способов первичной профилактики заболеваний;

üзнаний и умений применять меры безопасности в экстремальных ситуациях;

üпонятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;

üпредставлений о душевной и физической красоте человека;

üпонятий о воздействии на организм человека наркологических и психоактивных веществ, знаний об отдаленных последствиях их употребления;

2. Формирование личностных установок на здоровый образ жизни через воспитание:

üценностного отношения к здоровью, природе, окружающей среде;

üволевых качеств личности с целью осознанного отказа от действий и поступков, опасных для собственного и общественного здоровья (отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотиков и психоактивных препаратов, не совершение террористических действий и опасных поведенческих действий в отношении окружающих людей);

üактивного поведения в осуществлении здоровьеукрепляющих мероприятий (занятия физической культурой и спортом, соблюдение гигиенических норм режима дня, рационального питания, правил использования информационно-развлекательных технических средств).

В целях достижения наибольшей эффективности, работа по формированию здорового

образа жизни обучающихся предполагает соблюдение следующих условий:

üсоздание атмосферы заинтересованности каждого ученика в соблюдении принципов здорового поведения;

üоценка здоровьесозидающей и социально-безопасной деятельности обучающихся не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

üпоощрение стремления ученика находить свой способ совершенствования здоровья, анализировать способы других обучающихся;

üсоздание условий для общения в командных играх, групповых дискуссиях и процедурах, требующих кооперации обучающихся, которые позволяют каждому участнику проявлять инициативу самостоятельности;

üиспользование проблемных творческих заданий;

üсоздание положительного эмоционального настроя на самовоспитание волевых качеств обучающихся.

Второй блок гигиенически целесообразной организации образовательного процесса и применения здоровьесберегающихпедагогических технологий предусматривает:

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:

üсистемный подход, предполагающий оптимальное профессиональное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и других специалистов;

üсубъектность участников образовательного процесса;

üпринцип гуманизма;

üпринцип самоценности каждого возраста;

üформирование положительной мотивации у обучающихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий комплексность и непрерывность проведения оздоровительных мероприятий с учетом индивидуального уровня здоровья каждого участника образовательного процесса;

üпреимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления,

üреализация в условиях лицея на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания;

üповышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарно-гигиенических норм и правил.

Здоровьесберегающие технологии включают:

üмедицинские программы закаливания физическими факторами внешней среды;

üпрограммы психопрофилактики для повышения стрессоустойчивости, предупреждения повреждающих последствий острого и хронического стресса;

üрациональную организацию питания;

üфизическое воспитание ребенка на протяжении всего периода обучения, активное включение в разнообразные виды спорта;

üпедагогическую деятельность, направленную на усвоение и выполнение правил здорового образа жизни каждым школьником и членами его семьи;

üпедагогическую деятельность, обеспечивающую самореализацию, ситуацию успеха, положительную самооценку, личностный комфорт для каждого обучающегося, включенного в образовательный процесс.

Третий блок оздоровительной и профилактической деятельности в центре образования предусматривает:

üоснащение учебных кабинетов аудио- и видеотехникой, необходимой для сопровождения оздоровительных техник;

üобязательную посадку учащихся в соответствии с их адаптационными возможностями (зрение, слух, осанка).

üпроведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушений осанки и другой патологии опорно-двигательного аппарата;

üпроведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушений зрения:

üпроведение мероприятий по профилактике и коррекции психоневрологических нарушений;

üвитаминопрофилактика;

ü   создание условий для полноценного и рационального питания обучающихся.

Программа действий и мероприятий

Срок исполнения

ответственный

  1. Научно-методическая работа.

1

Проведение заседаний администрации исовета школы по вопросамздоровьесбережения и формированияпрестижа здорового образа жизни

В течение всего

периода

Директор

2

Развитие системы мониторинга и оценкисостояния здоровья учащихся для анализа их физического развития и физической подготовленности

В течение всего

периода

Медсестра

3

Информирование субъектовобразовательного процесса о состоянииздоровья учащихся и условиях,способствующих сохранению иукреплению здоровья

Раз в полугодие

Администрация,

медсестра

4

Проведение общешкольных и классныхродительских собраний по актуализацииценности здоровья

По плану работы

Администрация,

кл. рук

5

Проведение педсоветов, семинаров попроблемам здоровьесбережения

По плану работы

Администрация

  1. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса

и образовательной среды

1

Неукоснительное соблюдение воздушно-теплового и светового режима в учебныхпомещениях

Постоянно

Администрация,

педколлек-тив

2

Контроль за соблюдением физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, направленных на преодоление гиподинамии

В течение всего

периода

Администрация, медсестра

3

Создание благоприятногопсихологического климата в классах

Постоянно

Педколлек-тив,

психолог

4

Составление расписания уроков с учетомшкалы трудности предметов

В течение всего

периода

Администрация

5

Соблюдение адаптационного периода уучащихся после продолжительныхпропусков по болезни и временного

освобождения от физкультуры

Постоянно

Медсестра, учителя

физкультуры

6

Сопровождение адаптационного периодаучащихся 5-х классов и вновьприбывших учащихся к новымобразовательным условиям

В течение всего

периода

Педколлек-тив,

психолог

3. Профилактика и оздоровление

1

Регулярное прохождениедиспансеризации учащимися

Ежегодно

Медсестра

2

Индивидуализация спортивных нагрузокдетей и подростков в соответствии сгруппой здоровья

Постоянно

Учителя

физкультуры,медсестра

3

Совершенствование организациисанитарно-гигиенического и

противоэпидемиологического режима

Постоянно

Администрация,

медсестра

4

Проведение мероприятий по вакцинациидетей и подростков

В течение всего

периода

Врач, медсестра

5

Включение корригирующей гимнастикидля глаз с использованием простейшихофтальмотренажера «Видеоазимут»

постоянно

Учителя -

предметники

6

Консультациоонаяпомощь специалистов: педагога-психолога, логопеда, учителяфизкультуры,медсестры.

Систематически

Зам. директора по ВР

4. Благоприятный двигательный режим

1

Введение в программу физическоговоспитания нетрадиционных видовоздоровительной деятельности

В течение всего

периода

Учителя

физкультуры

воспитатели

2

Обучение навыкам самоконтроля исамодиагностики

Постоянно

Учителя физкультуры

3

Регулярное проведение соревнований

по видам спорта, товарищеских встреч, турниров, фестивалей, дней здоровья,подвижных перемен

По плану

мероприя-тий

Учителя физкультуры

4

Подготовка и участие школьных команд по различным видам спорта в районных спартакиаде школьников

Постоянно

Учителя физкультуры

5

Организация спортивных секций, группздоровья и ОФП

Начало учебного года

Учителя физкультуры

6

Презентация новых форм и способовформирования престижа здоровогообраза жизни

Постоянно

Педагоги

доп.образования

7

Совершенствование развитияолимпийского и спартианского

движения, как средства духовно-нравственного воспитания школьниковчерез проведение соревнований,

праздников, конкурсов, викторин

В течение всего

периода

Учителя физкультуры зам. директора по ВР

5. Медико-педагогический контроль

1

Установление показаний и противопоказаний к занятиям физкультурой

Не реже 1 раза в год

Врач

2

Ведение индивидуальной картыразвития ребенка и оказание помощи всоздании благоприятного нравственно-психологического климата в классах,школе.

Постоянно

медсестра, классные

руководи-тели,

психолог

3

Обслуживание участников школьныхсоревнований

По плану

мероприя-тий

медицинская

сестра

4

Профилактика спортивноготравматизма на уроках физкультуры исоревнованиях

Постоянно

Учителя

физкультуры

5

Санитарный контроль мест и условийпроведения занятий и соревнований

Регулярно

медицинская

сестра

6

Врачебные консультации по ЗОЖ

По мере

необходи-мости

медицинская

сестра

7

Вакцинация и витаминизация детей иподростков

Регулярно

медицинская

сестра

8

Взаимодействие с педагогическимколлективом и родителями

постоянно

медицинская

сестра

9

Индивидуальная и групповая коррекцияпсихомоторных расстройств

По мере

необходимости

психолог

10

Психологические занятия,индивидуальные консультации,

развитие навыков по восстановлениюблагоприятного эмоциональногосостояния (по запросу).

В течение всего

периода

психолог

6. Просветительская работа

Мероприятия

Ожидаемые результаты

5 класс

Профилактическая программа

«Полезная привычка»

Формирование знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

Психолого-педагогический лекторий для родителей уч-ся 5 классов «Адаптация в среднем звене школы»

Повышена психологическая компетенция в вопросах

переживаемого детьми периода, представления об

ответственности и совместном решении с ребенком

проблемных ситуаций (дать рекомендации).

Акции: «Крутой маршрутздоровья» и др.

Формирование положительного отношения к здоровому

образу жизни, тренировка на выносливость, развитие

творческих способностей

Акции: «Сохраним природу длябудущих поколений» и др.

Формирование негативного отношения к загрязнению

природы, приобщение к социально-значимому труду

Участие в проектнойдеятельности

Развитие творческого мышления, расширение кругозора оздоровом образе жизни

6 класс

Профилактическая программа

«Полезная привычка»

Формирование знаний о взаимозависимости здоровья

физического и нравственного, здоровья человека и среды, его

окружающей;

Психолого-педагогическийлекторий для родителей«Компьютер в жизниподростка. Друг или враг?»

Повышение психологической компетенции в воспитании и

взаимоотношении с детьми (дать рекомендации).

Акции: «Жить или курить?» идр.

Формирование негативного отношения к табакокурению,

пропаганда здорового и безопасного образа жизни

Акции: «Природа» и др

Формирование бережного отношения к природе, приобщение к социально-значимому труду

Встречи со специалистамизравоохранения и др.

Формирование знаний о положительном влиянии подвижного образа жизни на организм человека

Участие в проектной деятельности

Развитие творческого мышления, формирование знаний о

возможном вреде для здоровья компьютерных игр,

телевидения, рекламы и т.п.;

     

7. Физкультурно-оздоровительная деятельность

Мероприятия

Ожидаемые результаты

5 класс

Физкультминутки во время уроков

Отдых от учебных действий для лучшего восприятия дальнейшей информации.

День здоровья

Привлечение обучающихся и родителей к занятиям спортом

Школьные спартакиады, соревнования по основным видам спорта

Укрепление здоровья, содействие физическому развитию

Спортивные праздники

Воспитание потребности и умения самостоятельно

заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе

6 класс

 

Зарядка

Позитивный психологический и эмоциональный настрой на функциональную работу на уроках.

 

Физкультминутки во время уроков

Отдых от учебных действий для лучшего восприятия дальнейшей информации.

 

День здоровья

Привлечение обучающихся и родителей к занятиям спортом

 

Школьные спартакиады, соревнования по основным видам спорта

Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию

 

Спортивные праздники:

«Папа, мама и я спортивная семья», «Зов джунглей», «Вперед, мальчишки!»

Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе

 

Спорт игры

Укрепление здоровья, развитие творческих   способностей

 
       

8.Профилактика употребления ПАВ

Мероприятия

Ожидаемые результаты

5 класс

Классные часы попрофилактике употребленияПАВ и табакокурения

Снизить вероятность употребления ПАВ итабакокурения. Формирование ответственности детей засвою жизнь

Конкурс агитационных плакатов

Формирование негативного отношения к вредным привычкам, вовлечение в общественно-полезнуютрудовую деятельность

6 класс

Классные часы попрофилактике употребленияПАВ и табакокурения

Снизить вероятность употребления ПАВ итабакокурения. Формирование ответственности детей засвою жизнь

Конкурс плакатов «Не лезь вбутылку»

Формирование негативного отношения к употреблениюалкоголя, вовлечение в общественно-полезнуютрудовую деятельность

     

9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Мероприятия

Ожидаемые результаты

 

5 класс

 

Встречи с инспекторами ГИБДД

Обобщение знаний по ПДД

 

Весёлые старты по ПДД

«Азбука пешехода»

Создание условий для применения теоретических знаний по ПДД на практике

 

Классные часы по соблюдению правил ПДД

Снизить вероятность детского травматизма на дорогах

 

Проект «Безопасный маршрут домой»

Снизить вероятность детского травматизма на дорогах, создать наиболее благоприятный маршрут учащегося от дома до школы и обратно

 

6 класс

Встречи с инспекторами ГИБДД

Обобщение знаний по ПДД

Соревнование «Безопасное колесо»

Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на улицах в различных ситуациях

Игра по станциям «Осторожно, дорога!»

Снизить вероятность детского травматизма на дорогахгорода

       

Результаты освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Ожидаемые результаты управленческой деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства включают:

üповышение эффективности психологической и медицинской помощи обучающимся;

üснижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний;

Ожидаемые результаты образовательно-воспитательной деятельности по направлениям данной программы согласно положениям Стандарта проявятся в поведении обучающихся в виде:

üустановки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

üосознанного отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

üзнаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

üовладения современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

üготовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в правоте выбора здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

üснижения у всех участников образовательного процесса поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;

üуменьшения темпов роста числа детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики;

üповышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Мониторинг:

Организационной структурой, обеспечивающей постоянный мониторинг, является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

Направления его деятельности:

üдиагностика состояния здоровья; составление карт прогноза и коррекции на каждого

üобучающегося;

üоказание специалистами школы помощи детям и подросткам, испытывающим различные трудности в обучении, адаптации;

üотслеживание динамики развития обучающихся (организация мониторинга психофизического состояния);

üорганизация системы профессиональной деятельности всех специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения детей и подростков;

üразработка специальной документации консилиумов на единой основе;

üорганизация работы с родителями с целью защиты интересов ребенка.

На основании выводов членов консилиума, карт прогноза педагоги и узкие специалисты планируют и проводят коррекционные мероприятия для каждого обучающегося, осуществляют индивидуальный подход на уроках.

Основные направления мониторинга:

üпсихолого-медико-педагогический мониторинг (начальные и конечные результаты в течение полугодия и года)

üповышение отдельных составляющих психического благополучия: снижение тревожности, рост самооценки и т.д.;

üулучшение состояния здоровья и успешность реабилитационных мероприятий;

üучебная успешность (повышение учебной мотивации, познавательный интерес);

üрост показателей социализации личности, повышение социальной компетентности, адаптивность личности в коллективе;

üулучшение стиля воспитания и обстановки в семье.

  1. Программа социализации обучающихся.

Цель и задачи программы:

Цель: обогащение и совершенствование человеческой сущности обучающихся 5 классов через поддержку их собственных усилий с целью приобретения ими жизненного опыта и умения связать этот опыт с жизненными ценностями социума.

Задачи программы:

üсоздать условия для успешной социализации учащихся в классе, школе, внешкольном пространстве;

üформировать знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

üсогласовывать свои потребности с возможностями их реализации в наличной социальной среде;

üформировать позитивную самооценку, самоуважение, конструктивные способы самореализации.

Направление программы: создание режима максимального благоприятствования процессам позитивнойсоциализации подростков.

Этапы организации работы:

1. Анализ широкого социального пространства и социально-психологического, существующего в школе.

2. Анализ психологического, социального, культурного «фона» внутри школы, степени и способов влияния внешних факторов на главных субъектов процесса социализации: учителей, учащихся и их родителей в целях выяснения сильных и слабых сторон, характера их взаимоотношений между собой и с внешней средой и т.д.

3. Социальное проектирование как условие формирования личностных результатов образования.

4. Определение объектов деятельности (социальные явления, социальные отношения, социальные институты, социальная среда: ландшафт в целом, социальный ландшафт).

5. Субъекты социальной деятельности (учащиеся и взрослые, вовлечённые в социальное проектирование)

6 .Ожидаемые результаты: повышение социальной активности учащихся, их готовности принять личное практическое участие и внести реальный вклад в улучшение социальной ситуации в местном сообществе; повышение уровня общей культуры обучающихся; формирование навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела;

Виды деятельности:

Школьный уровень

üразвитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы школьного самоуправления;

üучастие в благоустройстве школьного и пришкольного пространства;

üучастие в подготовке и выпуске печатной школьной газеты;

üучастие в общешкольной деятельности (посвящение в пятиклассники, КВН, вечера встреч, выставка поделок семейного творчества, походы и поездки с родителями);

üучастие в массовых мероприятиях (спортивные соревнования, предметные олимпиады, интеллектуальные игры по предметам, поздравления ветеранов и пожилых людей, конкурс чтецов);

üучастие в реализации образовательной программы школы , участие в подготовке публичных презентаций по проектной и исследовательской деятельности.

2. Муниципальный уровень

üучастие в выставках изобразительного искусства, в конкурсах и акциях, посвящённых социальным проблемам родного края (акции «Милосердие», «Сделаем улицы чище», «Зимняя сказка», «Новогодняя игрушка», проекты по благоустройству пришкольной территории и др.)

3. Персональный уровень

Через классные часы, индивидуальные беседы, игры, конкурсы, походы развивать следующие способности:

üсохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек;

üразвивать творческие и деловые отношения со старшими и младшими школьниками;

üзанимать социально ответственную позицию в отношении негативных событий и явлений окружающей жизни;

üбыть толерантными, благоприятно настроенным к носителям иных культурных традиций;

üпублично выражать своё мнение.

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (формирование портфолио, ценные подарки)

Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по

психолого-педагогической поддержке социализации обучающихся:

üстепень развитости речевого общения подростков;

üспособность к конструктивному и продуктивному сотрудничеству;

üтолерантность и культуросообразностьобучающихся;

üвключённостьобучающихся в процесс самообразования.

Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

üотслеживание индивидуального прогресса обучающихся по направлениям и формам образовательной программы;

üотслеживание коллективного прогресса обучающихся по направлениям и формам образовательной программы.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

       персональная включенность подростков в реальную позитивную социальную и социокультурную практику.

Данная программа включает социальную целевую программу «Профилактика правонарушений и безнадзорности».