Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Коммунаровской СОШ

Рассмотрена                                 Принята на   заседании                                       Утверждаю.

на заседании МС.                       педагогического совета.                                    Приказ № 322 от              

Протокол №1от 30.08.2016 г.   Протокол №1 от 31.08.2016г.                            31.08.2016 г.                                                                                  

Председатель МС                       Председатель педагогического совета             Директор школы  

_______М.Н.Вороненко               ___________В.П.Пашина                               ________В.П.Пашина  

                                                                    

                                                        Программа

духовно-нравственного развития и воспитания

младших школьников

Коммунаровской СОШ

 

 

 

 

                

 

                

                                         2016-2017 учебный год

Введение.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его

взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Содержательность и осознанность нравственного "образа Я" у ребят 2-4 классов в их высказываниях-самоопределениях ("хороший – не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Главная задача школы: создание педагогических условий для духовно нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации »
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
  • Устав школы

Основная педагогическая цель: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.

       Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

 

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • толерантность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала и в соответствии требованиями Программы развития воспитательной компоненты осуществляется по следующим направлениям:

1.Гражданско-патриотическое воспитание.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и      гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

     ·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

     ·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

     элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Курской области, поселка;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего поселка;

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны».

в течение

года

Встречи, беседы, выставки и т.д.

Администрация, руководитель Музея

Кл. руководители

Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот»:

  • «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины»,
  • «Москва – столица великой страны»
  • Символы Курской области, Беловского района
  • Школьная и классная символика

в течение

года

кл.час

классные руководители

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны»

в течение

года

кл.час

классные руководители

Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна»

в течение

года

кл.час

классные руководители

День учителя

  • «Моя любимая учительница»
  • «Мой учитель лучше всех»

октябрь

Комплекс мероприятий:

праздничная программа

конкурс рисунков

Администрация,

классные руководители,

«Мой дом, мое село. Мой любимый уголок»

октябрь

Фото-выставка

Администрация, классные руководители

Мой родной край. Моя деревня.

 

Конкурс рисунков

классные руководители

День рождения школы:

     Посвящение в школьники 1-х      

     классов.

           «День Рождения только    

             раз в году»

  • Акция «Подарок школе своими руками»
  • КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

сентябрь

Комплекс мероприятий:

ритуал посвящения

концертная программа

трудовая акция

КТД

Администрация, классные руководители, музыкальный работник

День народного единства

ноябрь

игры, беседы, встречи

классные руководители

День защитника Отечества:

«Они сражались за Родину», «Мой папа дома».

«Моя Россия, моя страна!»

«Чтоб Защитником стать»

«Герои живут рядом»

«О чём рассказала награда?»

февраль

комплекс

мероприятий:

выставка рисунков

конкурс чтецов

встреча с военнослужащими

беседа

творческий проект

классные руководители,

«России верные сыны»

февраль

Праздничный концерт

классные руководители

День космонавтики «Россия в освоении космоса»:

«Человек поднялся в небо»

«Через тернии к звёздам»

12 апреля

Комплекс

мероприятий:

кл.час

выставка рисунков

Администрация,

классные руководители

День Победы «День Победы – праздник всей страны» :

  • «Живи, цвети, поселок мой»

     «Память, которой не будет    

       конца»

«Страницы великой Победы»

Дни воинской славы

Май

В течение

года

Комплекс

мероприятий:

конкурс детского рисунка на асфальте

конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)

книжная выставка

Администрация школы, библиотекарь, учителя-предметники, классные руководители

Классные руководители,

  • любовь к школе, своему селу, народу, России;

     ·уважение к защитникам Родины;

     ·умение отвечать за свои поступки;

     ·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей

2.Нравственное и духовное воспитание;

         Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся            осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и          общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
    • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
    • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
    • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
    • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
    • знание правил этики, культуры речи;
    • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
    • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
    • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

                                              

                                                        

                                        

                                    Мероприятия по реализации

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Кодекс чести ученика», «Законы коллектива»

сентябрь

классный час

классные руководители

Цикл классных часов по правовой грамотности

     «Наши права и обязанности»:

  • «Российская Конституция – основной закон твоей жизни»
  • «Ваши права, дети»
  • «Имею право»

в течение года

кл.час

классные руководители

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»:

  • «Волшебные слова»,
  • «О поступках плохих и хороших»,
  • «Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

в течение года

кл.час

классные руководители

Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»:

  • «Если добрый ты»,
  • «Без друзей меня чуть-чуть»
  • «Чем сердиться лучше помириться»,
  • «Почему чашка воды больше моря?»,
  • «Чужой беды не бывает» и т.д.

в течение года

кл.час

классные руководители

Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам

«Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром»

в течение года

кл.час

классные руководители

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

сентябрь

Экскурсия по школе, школьный музей

классные руководители

День пожилого человека

  • «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д.
  • Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла, нуждающихся в помощи

Октябрь

В течение года

концертная

программа

трудовые акции

Администрация, классные руководители

День матери

«Мама – нет роднее слова!»,

«Человек, на котором держится дом»

«Милой мамочки портрет»

«Славим руки матери»

ноябрь

Комплекс мероприятий:

концертная

программа

выставка рисунков

конкурс стихов и сочинений

Администрация,

классные руководители

День Конституции и День права:

  • Игры «Закон и ответственность»
  • «Имею право» и т.д.
  • Встречи с работниками ПДН УВД

декабрь

Комплекс

мероприятий: игры, беседы, встречи

Администрация, учителя истории и права,

классные руководители,

«Рождество Христово»

январь

конкурс детского рисунка, поделок

Классные руководители

Праздник «Масленица – широкая»

февраль-март

концертно-развлекательная программа

Администрация,

Классные руководители

Святая Пасха

  • конкурс «Пасхального яйца»
  • выставка рисунков
  • беседы

апрель

комплекс мероприятий

Администрация, классные руководители

День семьи

         «Ценности трех поколений»

  • «Я и мои родственники»
  • «Фотографии из семейного альбома»,
  • «Забота о родителях – дело совести каждого»,
  • «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

май

Цикл мероприятий:

классный час с родителями

конкурс проектов

беседы

Администрация, классные руководители

«Последний звонок»

май

театральное представление

Классный руководитель 4 класса

Изучение уровня личностного роста

в течение года

анкетирование, диагностика

 

                                                            

3.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

     Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу школы, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

                                                

                                                           План мероприятий

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Мир профессий»

в течение года

Экскурсии на предприятия(магазин,библиотека- сельская, почта, больница, сахзавод)

Администрация, классные руководители

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши»

в течение года

беседы

Администрация, классные руководители

Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии»

ноябрь

Творческие проекты

Администрация, классные руководители

Ярмарка профессий «Город мастеров»

Апрель-май

Творческий отчёт кружков, студий

Администрация, руководители кружков, классные руководители

«Краски осени»

октябрь

Конкурс-выставка творческих работ

классные руководители

«Мастерская Деда Мороза»

декабрь

трудовая акция

классные руководители

«Библиотеке – нашу помощь»

в течение года

трудовая акция

Библиотекарь и классные руководители

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек

в течение года

трудовая акция

классные руководители

«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера»

февраль - март

выставка работ

классные руководители

«Волшебный мир руками детей»

май

выставка детского творчества

классные руководители

«Мир моих увлечений», «Кто во что горазд»

в течение года

Презентация увлечений и хобби

классные руководители

«Чистый класс»

в течение года

Генеральная уборка класса

классные руководители

«Птичья столовая»

Ноябрь

Изготовление кормушек для птиц

классные руководители

«Птичий домострой»

март

Изготовление скворечников

классные руководители

4.Интеллектуальное воспитание;


Цель:  осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

План мероприятий

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Кружки по интересам в школе (1-11 классы) 

в течение года 

Кружки

Руководители

кружков

Творческие конкурсы: на лучшую стенную газету (к празднику осени, Новогоднему балу, Дню Защитников Отечества, Международному Женскому Дню, поздравления выпускникам)

в течение года 


Конкурсы

Зам. директора по воспитательной работе

Школьные олимпиады

ноябрь

Олимпиада

Зам. директора по учебно - воспитательной работе

«Конкурс на самого читающего ученика школы»

апрель 

Конкурс

Библиотекарь

Учителя литературы

«Это сделали мы сами»

В течение года

Выставки

Зам. директора по ВР
Руководители кружков
Классные руководители

Участие в районных мероприятиях, конкурсах (1-4 классы) 

в течение года 

 

Учителя школы

5.Здоровьесберегающее воспитание;

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

                                             План мероприятий

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»

в течение года

беседы, викторины, встречи

классные руководители, медицинский работник

Цикл классных часов по здоровому образу жизни

«В здоровом теле – здоровый дух»:

  • «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь»,
  • «Я расту, я развиваюсь» и т.д.

в течение года

беседы, викторины, встречи

классные руководители, медицинский работник

Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности

«Умей всем страхам в лицо рассмеяться»

в течение года

беседы, викторины, игры

классные руководители, преподаватель ОБЖ

Цикл классных часов по ПДД:

Дорога в школу»

«Мы пассажиры»

«Это должен каждый знать. Правила перехода улиц»

«Правила езды на велосипедах»

«Правила движения пешеходов»

«Ответственность за нарушения правил дорожного движения»

в течение года

5-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ

классные руководители, преподаватель ОБЖ, сотрудники ГАИ

Анкетирование учащихся:

  • «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»

в течение года

анкетирование

классные руководители

Осенний школьный кросс

ежегодно в сентябре

кросс

Администрация, учитель физкультуры, классные руководители

«Мама, папа, я – спортивная семья»:

март

соревнования

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

Профилактические акции

  • «Ударим юмором по вредным привычкам»
  • Встречи с мед.работниками

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Комплекс мероприятий:

конкурс рисунков и плакатов

беседы

классные руководители, мед.работник

«Весне – физкульт-ура!»

март

спортивная эстафета

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

Дни здоровья

Сентябрь

Май

Комплекс мероприятий

Администрация, учитель физкультуры,

классные руководители

                                                    

6.Социокультурное и медиакультурное воспитание;

Цель: формирование новой социально-адаптированной личности, которая востребована обществом.

Название

мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Комплектование 1 класса.

2.Классные родительские собрания по планам классных руководителей.

 август

август

март

в течение года

кл. руковод.

1.Организация работы родительского комитета.

2.Деятельность родительского комитета школы.

сентябрь

в теч. года

председатель родительского комитета

Изучение условий семейного воспитания классными руководителями: изучения условий для учебы, соблюдения режима дня и санитарно-гигиенических требований.

в течение года

классные руководители

Воспитательные мероприятия совместно с родителями учащихся по общешкольному плану воспитательной работы и по планам классных руководителей.

в течении года

классные руководители

Организация дней открытых дверей для посещения уроков и воспитательных мероприятий родителями.

в теч. года

классные руководители

Совместная работа с Советом школы:

1. Оказание помощи ветеранам войны и труда, одиноким, престарелым, пожилым людям села.

2. Посещение школы и беседы с учащимися представителями правоохранительных органов.

3. Оказание помощи инвалидам.

4. Уход за памятником Неизвестному солдату

5.«Вахта памяти».

В теч. года

Ноябрь

 В теч. года

май

Классные руководители

зам.директора по ВР

Совместная работа с больницей

1.  Организация медицинского осмотра учащихся.

2.  Посещение школы медицинскими работниками и проведение мероприятий с учащимися.

Сентябрь

В теч. года

Администрация

ЗД по ВР

Совместная работа с сельской библиотекой

Организация совместных мероприятий с обучающимися.

В теч. года

ЗД по ВР

Совместная работа с Домом культуры.

В теч. года

ЗД по ВР

Индивидуальная работа с «трудными» детьми и неблагополучными семьями.

в течение года

администрация, кл. руководители

Организация спортивных мероприятий разных уровней

В течение года

зам. по ВР, учитель физкультуры

7.Культуротворческое и эстетическое воспитание;

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

                                              

                                                                 План мероприятий

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

«Поселок, в котором ты живёшь»

сентябрь

Экскурсии по поселку

классные руководители

«Фильм, фильм, фильм…»

в течение года

просмотр к/ф и мультфильмов

классные руководители

Организация экскурсий по культурным центрам района

в течение года

экскурсии

Администрация, классные руководители

Встречи с замечательными творческими людьми

в течение года

 

Администрация, классные руководители

«Чудесный огород»:

  • Игра «Осенний калейдоскоп»
  • Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»
  • Конкурс фотографий «Чудесная пора – очей очарованье»

октябрь

комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий)

Администрация, учителя технологии, ИЗО и музыки, классные руководители

«Милой мамочки портрет»

октябрь

Выставка рисунков

Учитель ИЗО,

классные руководители

«Сядем рядком – поговорим ладком»

ноябрь

Фольклорный праздник

Администрация, учителя музыки, технологии, ИЗО,

классные руководители,

«Шедевры русской живописи»

декабрь

Игра – викторина

классные руководители

«Мои любимые книжки»

март

Выставка-презентация

Библиотекарь, классные руководители

«Детство без границ»

апрель

Творческий конкурс

Администрация, учителя музыки, технологии, ИЗО,

классные руководители,

8.Правовое воспитание и культура безопасности;

Цель:
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; 
- отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
- формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям;
-признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

                                               План мероприятий

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних.

по мере 

необходимости

 


зам. директора по воспитательной работе


Операция «Моя рука в твоей руке»

октябрь

шефство над тружениками тыла


Кл. руководители


«День пожилых людей»

Октябрь


акция

зам. директора по воспитательной работе

Права и обязанности ребенка.

ноябрь

Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.


Классные руководители, зам. директора по ВР.

Викторина по правовой тематике

декабрь

 

Классные руководители, зам. директора по ВР.


«Государственная символика» (1-4 классы)

март


беседа


Классные руководители


Участие в районных мероприятиях, конкурсах 

В течение года

 

Зам. директора по ВР,
Классные руководители

9.Воспитание семейных ценностей;

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

  • создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
  • удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  • демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы

       Формы внеклассной работы:

  • родительские собрания, посещение семей учащихся;
  • анкетирование;
  • тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
  • семейные праздники;
  • спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
  • календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
  • дни творчества, дни открытых дверей.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов на тему «Моя семья»:

  • «Откуда начинается мой род»,
  • «Военная летопись моей семьи»,
  • «История создания семьи моих родителей»,
  • «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,
  • «Памятные даты моей семьи»,
  • «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…»,
  • «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи»,
  • «О моих близких с любовью» и т.д.

в течение года

Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д.

классные руководители

Семейные праздники:

  • «Истории любви моего дома»,
  • «Мамины руки, нет их теплее…»,
  • «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.

в течение года

Совместные праздники с родителями

классные руководители

«Папа, мама, я - спортивная семья»

в течение года

соревнования

Учитель физкультуры, классные руководители

Последний звонок

и выпускной вечер

май - июнь

праздничная программа

Администрация, классные руководители

Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию

в течение года

Собрание, круглый стол, практикум и т.д.

Администрация, классные руководители

Общешкольное родительское собрание

1 раз в месяц

собрание

Администрация школы

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время

в течение года

 

Классные руководители

Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей

в течение года

Буклеты, листовки, методические сборники

Библиотекарь, администрация, классные руководители

Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей

в течение года

статьи

Администрация, библиотекарь

Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию

в течение года

методические сборники

Администрация, библиотекарь

Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК

в течение года

 

Социальный педагог, классные руководители

Работа с социально-неблагополучными семьями

в течение года

 

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

в течение года

 

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

10.Формирование коммуникативной культуры;

 Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Выставки рисунков учащихся 

в течение года

 


Зам. директора по ВР

«Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной?»

сентябрь

Общешкольный опрос

Зам. директора по ВР

Праздник Осени

Октябрь

 

Зам. директора по ВР,
Классные руководители

Осенняя ярмарка

Сентябрь

 

Зам. директора по ВР,
Классные руководители

Слово о Матери

Ноябрь

Праздник

Зам. директора по ВР, 

Кл. руководители

Путешествие в Новогоднюю сказку

Декабрь

Праздник

Администрация
Классные руководители

День защитников Отечества

февраль 

Праздник

Зам. директора по ВР, кл. руководители

Дни воинской славы

В течение года

 

Зам. директора по ВР

«Прощание с Азбукой»

Март

Утренник

Хижнякова В.В.

День Космонавтики

Апрель

Кл. часы, встречи

Классные руководители

День Защиты детей

Июнь

Праздник

День Защиты детей

Участие в районных, мероприятиях, конкурсах 

В течение года

 

Зам. директора по ВР
Классные руководители

11.Экологическое воспитание.

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.
  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

                                      План мероприятий

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по экологическому воспитанию:

  • «О братьях наших меньших», «Русские берёзки»,
  • «Цветы в былинах и мифах»,
  • «Мой домашний любимец»,
  • «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.

в течение года

Викторины, беседы, игры и т.д.

классные руководители

Акция «Красота спасет мир. А кто спасет красоту?»

в течение года

Трудовая акция

классные руководители

«Чудесный огород»:

  • Выставка «Осенние зарисовки»
  • Игра «Что в огороде растёт?»
  • Викторина «Витамины с грядки»

октябрь

комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины

Администрация, классные руководители

День земли:

Экологический праздник

День птиц

Акция «Чистый мир своими руками»

Акция «Сделай поселок чище»

«Судьба поселка в твоих руках»

«Знай и люби родную природу»

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»

«Береги природу – наш дом»

апрель-май

Комплекс

мероприятий:

субботник

листовки

экологическая фото-выставка

выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д.

викторина

конкурс экологических проектов

Администрация,

классные руководители,

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Направление «Взаимодействие школы и семьи».

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

Содержание воспитательной работы:

Формы внеклассной работы:

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы):

  • «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью» и т.д.

в течение года

Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д.

Семейные праздники (1-4 классы):

  • «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.

в течение года

Совместные праздники с родителями

«Мы - спортивная семья»           (1-4 классы)

в течение года

соревнования

Последний звонок (1-4-е классы)

и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы)

май - июнь

праздничная программа

Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)

в течение года

Собрание, круглый стол, практикум и т.д.

Общешкольное родительское собрание (1-4 классы)

2 раза в год

собрание

Заседания общественного совета школы

По мере необходимости

собрание

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы)

в течение года

 

Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей через библиотеку школы

в течение года

Буклеты, листовки, методические сборники

Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей

в течение года

статьи

Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию

в течение года

методические сборники

Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК

в течение года

 

Работа с социально-неблагополучными семьями

в течение года

 

Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних

в течение года

 
  1. Взаимодействие Коммунаровской СОШ с общественными

организациями и объединениями

Формы взаимодействия:

  • участие представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с учащимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом школы и родительским комитетом начальной школы;
  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников;
  • привлечение квалифицированных представителей традиционных религиозных и общественных организаций и объединений к разработке программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

     эффекта– последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

Предполагаемым результатомданной духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
  • создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Воспитанники:

  • дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
  • они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
  • они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
  • они способны к изменению самих себя.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник (Фестиваль Успехов и достижений), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Диагностика:

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:

1.Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

Критерии успешности нравственного образования

1.Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

2.Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

3.Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.

4.Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.