Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Информационное письмо об организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детыми и в интересах детей, через средства массовой информации, информацион

Информационное письмо

об организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детыми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в 2016 году

1. Общие вопросы организации правового просвещения в Российской Федерации

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют от граждан высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Деятельность по правовому просвещению способствует ознакомлению граждан с разного рода сведениями, затрагивающими их жизненные интересы в правовой сфере, а также с достижениями в области права и свободного пользования им.

В целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также преодоления правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, приняты Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан[1] (далее - Основы).

В Основах, в частности, определено, что основными целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:

  1. формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
  2. повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
  3. создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
  4. внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем[2].

Координирующая функция по реализации государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан возложена на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы .

2. Мероприятия по правовому просвещению, проводимые федеральными органами исполнительной власти

Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации определено ответственным исполнителем пункта 13 плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - план мероприятий).

На федеральном уровне ответственными исполнителями пункта 13 плана мероприятий также определены Минобрнауки России, Минтруд России, Минздрав России, Минкомсвязь России и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во исполнение пункта 13 плана мероприятий федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональным юридическим сообществом, некоммерческими организациями и средствами массовой информации в 2016 году проводилась работа по правовому просвещению и распространению информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Федеральными органами исполнительной власти и учреждениями в 2016 году продолжена работа по организации и поддержке на официальных сайтах и тематических порталах разделов по правовому просвещению несовершеннолетних.

Так, для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, на официальном сайте Минюста России в разделе «Правовая информация» (http://minjust.ruym/pravovoe-prosveshenye-01) размещены подготовленные Минюстом России совместно с федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции

Российской Федерации» просветительские материалы (брошюры): «Что такое коррупция и как с ней бороться», «Старт во взрослую жизнь. Подростку (14-18 лет) о его правах, обязанностях и ответственности», «Наши права и обязанности: изучаем вместе», рабочая тетрадь к брошюре «Наши права и обязанности: изучаем вместе», методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса, а также методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1-4 классы). Указанные пособия, проверочные материалы и методические рекомендации могут быть использованы образовательными и иными организациями при организации мероприятий по правовому просвещению.

Минздравом России на официальном сайте в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru) на странице Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения в разделе «Материалы по деятельности Департамента» размещена информация поясняющего характера в отношении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с медицинской помощью детям.

На портале «Я - родитель» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) (www.ya-roditel.ru) продолжена работа по информированию несовершеннолетних и их родителей о правах детей в специальном разделе портала «Имею право!». Раздел содержит актуальную правовую информацию для несовершеннолетних и их родителей (разъяснение норм действующего законодательства в части основных гарантий и прав ребенка в Российской Федерации, советы юристов, интервью со специалистами, видеоролики и инфографика о правах детей).

В 2016 году раздел «Имею право!» дополнен 10 материалами с информацией о правах ребенка для родителей, детей и специалистов, работающих с семьями.

Кроме того, на портале Фонда «Я - родитель» продолжалось информирование родителей и специалистов о правах детей в рубрике «Консультация юриста» (предусмотрена возможность задать вопрос юристу онлайн). Особое внимание уделено вопросам размещения тематических тегов по правам ребенка.

В рамках работы по предоставлению на указанном портале гражданам возможности получить бесплатные онлайн-консультации юриста за 10 месяцев текущего года юристами подготовлены более 80 ответов.

Продолжилось информирование родителей и специалистов о праве ребенка жить и воспитываться в семье, о юридических аспектах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в рамках раздела «Моя новая семья» и раздела «Родителям» портала «Я - родитель»).

Также в разделе «Моя новая семья» проводится мониторинг правовой базы и размещаются актуальные правовые акты и документы, а также даются юридические консультации для фактических и потенциальных приемных семей.

В ходе проводимого в 2016 году Фондом Всероссийского конкурса журналистских работ «В фокусе - семья» инициирована подготовка тематических материалов в федеральных и региональных СМИ о правах детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (право жить и воспитываться в семье, право на жизнь без насилия, права детей-инвалидов, права детей, преступивших закон). Всего на конкурс поступило более 500 работ из 69 субъектов Российской Федерации, церемония награждения победителей конкурса прошла в ноябре 2016 года в Центральном доме журналиста (г. Москва).

В сентябре 2016 года в г. Москве проведена VII Всероссийская выставка- форум «Вместе - ради детей. Вместе в детьми», в ходе которой была организована специальная диалоговая площадка по актуальным вопросам участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Одним из важных направлений выставки-форума является вовлечение детей в осуществление гражданско-правовой, правозащитной и правотворческой деятельности по вопросам, непосредственно затрагивающим их законные интересы.

Кроме того, Фондом проводятся тематические мероприятия правовой направленности в рамках Всероссийского открытого смотра детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» под девизом «Дети - детям» во Всероссийском детском центре «Орленок» (Краснодарский край) и второго международного юношеского медиафорума в Международном детском центре «Артек» (Республика Крым).

В соответствии с Федеральным законом «О полиции»[3] Министерство внутренних дел Российской Федерации участвует в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в пропаганде правовых знаний. В целях реализации указанных положений МВД России поддерживается и развивается созданный для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, раздел «Правовая помощь детям» официального сайта МВД России в сети «Интернет» (Ь«рз://мвд.рф/РКАУОУА1А_НЕЬР_К1ВЗ). В указанном разделе представлены новостная рубрика «Полиция на страже детства», памятки «Твоя пятерка безопасности» и «Простые правила», энциклопедия для детей, правовая викторина, информация по региональным проектам для детей, интерактивный обучающий проект от Госавтоинспекции, а также детская страница «Полиция - детям».

Российские федеральные средства массовой информации как печатные, так и электронные, на регулярной основе освещают вопросы, связанные с соблюдением прав ребенка, а также выпускают информационно-просветительские сюжеты и публикуют статьи о правовом просвещении родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

3. Мероприятия по правовому просвещению, проводимые в субъектах Российской Федерации[4]

3.1. Мероприятия по правовому просвещению, проводимые в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации

Анализ мер организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-коммуникационную сеть «Интернет», в субъектах Российской Федерации показал, что на территории субъектов Российской Федерации проводится большая и содержательная работа.

В субъектах Российской Федерации органами государственной власти в целях обеспечения доступности дошкольного и общего образования, создания условий для сохранения здоровья и развития детей, развития системы патриотического воспитания граждан утверждены региональные программы развития образования, в рамках которых проводятся мероприятия по правовому просвещению.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» в субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы действий в интересах детей.

Кроме того, в ряде субъектов (в том числе в республиках Башкортостан, Марий Эл, Саха (Якутия), Алтайском крае, Архангельской, Ивановской, Нижегородской, Тамбовской, Ульяновской областях, Ямало-Ненецком автономном округе) утверждены отдельные региональные программы и межведомственные планы по правовому просвещению, включающие мероприятия по распространению правовых знаний среди несовершеннолетних.

Всего по данным проведенного Минобрнауки России анализа за 10 месяцев 2016 года в субъектах Российской Федерации проведено более 129 тыс. массовых мероприятий по правовому просвещению. Из них 790 мероприятий на региональном уровне, более 14 тыс. - на муниципальном уровне и более 114 тыс. - на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Общее число участников мероприятий составило более 8 млн человек.

Наиболее часто встречающимся механизмом при реализации Основ в ряде регионов обозначено правовое обучение (обучающихся — в рамках образовательной программы, педагогов - в рамках повышения квалификации, родителей - в рамках проводимых мероприятий соответствующей тематики).


Правовое просвещение детей является составной частью учебных предметов «Право», «Обществознание». Элементы правового просвещения включены в уроки истории, экономики, географии, литературы, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности.

Разработаны и реализуются в субъектах Российской Федерации более 500 программ дополнительного образования тематической направленности: «Правовая культура старшеклассника», «Ребенок и закон» (Республика Алтай), «Право. Выбор. Ответственность», «Закон и мы» (Хабаровский край), «Избирательное право и процесс для старшеклассников», «Клуб будущих избирателей», «Твой выбор» (Белгородская область) и др.

В целом на территории Российской Федерации широко используются традиционные формы и методы правового просвещения обучающихся: классные часы, образовательные форумы, лекции, тренинги, педагогические советы, фестивали, слеты, олимпиады, конкурсы, профильные смены, акции, викторины, открытые уроки, конференции, видеоконференции, просмотр и обсуждение видеофильмов правовой тематики, конкурсы творческих работ. Наряду с этим в практике представлены и такие инновационные формы, как квесты правовой тематики, правовые марафоны и т.п.

В целях повышения уровня правовой культуры и юридической грамотности детей и подростков, профилактики преступности несовершеннолетних, наркомании, алкоголизма в молодежной среде в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, детских домах, социально-реабилитационных центрах, социальных приютах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, центрах временного содержания несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации проводятся лекционные занятия, классные часы, деловые игры, «круглые столы», дискуссии, уроки правовой грамотности, открытые уроки, занятия кружков, а также мероприятия по правовому информированию в креативной форме: брейн-ринги, конкурсы, турниры, соревнования, интерактивные игры, онлайн-конференции на интернет-порталах, интернет-уроки и радиоуроки.

В большинстве субъектов Российской Федерации проводятся региональные и муниципальные научно-практические конференции, посвященные правовому просвещению, организуются дискуссионные площадки в формате «круглого стола» для учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей по различным проблемам формирования правовой культуры и юридической грамотности взрослеющей личности, организуются региональные и муниципальные выставки наглядных и программно-методических материалов по вопросам распространения информации о правах ребенка в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Торжественные мероприятия, посвященные Дню принятия Конвенции о правах ребенка (20 ноября), Конституции Российской Федерации (12 декабря), Международному дню детского телефона доверия (17 мая), Международному дню защиты детей (1 июня) широко представлены в просветительской работе таких субъектов Российской Федерации, как республики Башкортостан и Мордовия, Кабардино-Балкарская и Чувашская республики, Хабаровский край, Астраханская, Калужская, Липецкая, Новгородская, Новосибирская, Свердловская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа и др.

Также широкое распространение получили организуемые для обучающихся тематические встречи с работниками правоохранительных органов, конкурсы проектов по правовому воспитанию среди детей и молодежи, экскурсии.

Для родителей обучающихся стало традиционным проведение родительских собраний тематической направленности, лекториев, семейных олимпиад по вопросам права. Популярны консультации по вопросам материнства и детства (республики Дагестан, Марий Эл, Хакасия, Чувашская Республика, Краснодарский, Ставропольский, Пермский края, Белгородская, Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская, Нижегородская области, Еврейская автономная область и др.). В республиках Башкортостан, Мордовия, Хакасия, Ставропольском, Пермском краях, Кировской, Ленинградской, Новосибирской, Псковской, Тамбовской областях широкое распространение получили обучающие вебинары (онлайн-семинары) с учащимися, родителями, педагогами, представителями гражданского общества и специалистами органов управления образованием.

3.2, Мероприятия по правовому просвещению, проводимые субъектами

Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет»

С целью большего охвата обучающихся, родителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей по вопросам правового просвещения, на официальных сайтах региональных и муниципальных органов управления образованием публикуются актуальные вопросы правового просвещения для детей, родителей, специалистов. В ряде регионов созданы межведомственные специальные страницы, посвященные правовому просвещению. Так, в Тамбовской и Ярославской областях правовое просвещение осуществляется на тематических порталах «Подросток и общество» (http://podrostok.68edu.ru/), «Подросток и закон» (http ://podrostok. edu.yar.ru/).

На сайтах общеобразовательных организаций размещаются «виртуальные газеты», транслируются презентационные видеоролики, посвященные вопросам правовой грамотности. Для трансляции таких видеороликов в Ямало-Ненецком автономном округе применяются телеэкраны в фойе школ. На портале официальных сайтов образовательных организаций Республики Крым размещен раздел «Правовое обеспечение», на странице Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены разделы «Безопасное поведение детей и подростков на дорогах», «Предупреждение насилия в семье», «Антитеррор», «Интернет Цензор - эффективный родительский контроль».

Обобщенная информация о региональных ресурсах правового просвещения отражена на специализированной странице «Твое право» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» (www.fcprc.ru). Страница содержит семь основных разделов; «Методические материалы для специалистов»; «Методические материалы для родителей»; «Информационные материалы для детей»; «Мероприятия»; «Официальные документы»; «Советуем прочитать»; «Полезные ссылки, горячие линии».

На сайте городского методического центра города Москвы (Ьйр:/Л ife.mosmetod.ru) размещен большой объем материалов Цравовой тематики.

33. Распространение информации по правовому просвещению в печатных средствах массовой информации субъектов Российской Федерации

Анализ мер по организации правового просвещения показал, что во всех субъектах Российской Федерации ведется работа по подготовке, изданию и распространению печатной продукции, содержащей информацию о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Разрабатываются справочники, методические рекомендации для педагогов по вопросам правового просвещения обучающихся, а также печатные брошюры, памятки, информационные листовки, информационные буклеты и их электронные версии.

На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации разработаны и используются следующие учебные и методические пособия по правовому просвещению: «Правовое просвещение для молодежи «Правознайка 3:0» (Ставропольский край); «Практика правового просвещения обучающихся 1-11 классов. Сборник материалов по итогам апробации региональной программы» (Архангельская область); «Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся. Методические рекомендации» (Владимирская область); «Методические рекомендации по проведению тематических уроков и внеурочных мероприятий «Подросток и закон» в образовательных организациях Нижегородской области»; «Методические рекомендации по вопросам организации правового просвещения участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогических работников, специалистов)» (Орловская область); «Из опыта работы образовательных учреждений по формированию правовой культуры участников образовательного процесса. Методическое пособие» (Смоленская область);

«Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся на уроке права, истории, обществознания»; «Формирование законопослушного поведения обучающихся. Методические рекомендации» (Ярославская область); «Воспитание гражданина - государственная задача. Методический сборник» (Республика Крым) и др.

Также наглядные средства правового просвещения используются на книжных выставках. Так, например, на выставках, посвященных Конвенции о правах ребенка, при оформлении стендов с информацией о правах и обязанностях детей, при показе видеороликов по правовой тематике (республики Башкортостан, Дагестан, Коми, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Амурская, Владимирская. Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская области, Еврейская автономная область).

3.4. Мероприятия по правовому просвещению, проводимые субъектами Российской Федерации в целях реализации проектов тематической

направленности

В субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализуются проекты по правовому просвещению детей. В течение 2016 года осуществлено более 300 проектов тематической направленности.

Так, в Кабардино-Балкарской Республике реализуются проекты «Гражданином быть обязан», «Закон обо мне», «Право. Выбор. Ответственность», «Я - член общества», в Республике Хакасия - «Конституция РФ: мои права и обязанности», «Правовой ориентир абаканского школьника», «Правовой ориентир абаканского родителя», система баннеров «Зона родительской ответственности», «Правовое просвещение родителей», в Краснодарском крае - «Моя законотворческая инициатива», велоквест «Мы вместе», в Хабаровском крае - «Права несовершеннолетних в разрезе литературных героев», в Ленинградской области - «Учебные суды», «Твои права и обязанности», «Имею право знать», «Город, в котором живет Гражданин», «Гражданско-правовое воспитание посредством технологии «Модерация», «Детям о праве», «Молодежь против коррупции», в Новосибирской области - «О правах ребенка во весь голос», «Школа — территория счастливого детства», «Правовая площадка юного гражданина», «Закон и мы», «Большие права - маленьким детям», в Кировской области - медиа-блоги для детей и родителей «Дети - детям», «Шаг навстречу», «Повседневное мужество и ответственность», в Челябинской области - «Административная ответственность несовершеннолетних», «Социальные нормы и асоциальное поведение», «Азбука правовых знаний», «Правовое просвещение субъектов образования в целях предотвращения жестокого обращения с детьми», «Я знаю свои права».

На протяжении ряда лет в Оренбургской области реализуется проект «Детская общественная Правовая Палата», который представляет собой эффективный механизм участия детей и молодежи в процессах принятия решений, затрагивающих интересы ребенка. В рамках сборов Правовой Палаты, которые проходят три раза в год, широко обсуждаются проблемы детского сообщества, совместно с представителями органов власти вырабатываются пути их решения. Члены Правовой Палаты пропагандируют права детей среди сверстников, представляют мнение детского сообщества на встречах с представителями муниципальных образований. Проект получил грант Президента Российской Федерации.

Распространены в субъектах Российской Федерации проекты, направленные на подготовку взрослеющей личности к будущей избирательной деятельности, например, «Молодой избиратель, «Готовимся стать избирателями», «Наши выборы - наша ответственность» (Ленинградская, Рязанская области).

Во всех субъектах Российской Федерации действует просветительский проект Ассоциации юристов России «Школа права» для заинтересованных в повышении своей грамотности подростков.

В целях повышения уровня правосознания учащихся и популяризации антикоррупционных стандартов поведения в рамках реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годыб в субъектах Российской Федерации проводятся уроки по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышению общего уровня правосознания и правовой культуры обучающихся (Ленинградская область), антикоррупционный конкурс среди учащихся «Надо жить честно» (Республика Татарстан), конкурсы творческих работ учащихся по правовой тематике «Скажем коррупции - нет!» (Самарская область), конкурс «Лучшая научная работа на тему антикоррупционного просвещения» (Курганская область). Разработано учебно-методическое пособие для педагогов и обучающихся системы среднего профессионального образования «Я знаю свои права: как противодействовать коррупции» (Пензенская область). В рамках мероприятий Курганской областной программы по противодействию коррупции детско-юношеским центром в 2016 году организована деловая игра «Бюрократ».

Значительное место в правовом просвещении занимают мероприятия по повышению юридической грамотности педагогов. В 2016 году в субъектах Российской Федерации проведено более 28 тыс. мероприятий тематической направленности.

Особо следует отметить роль в правовом просвещении различных молодежных мероприятий, ежегодно проводимых в Российской Федерации.

В августе 2016 прошел Ульяновский региональный юридический конгресс «ЮрВолга. Право на выбор», который был направлен на патриотическое воспитание подрастающего поколения юристов, донесение до молодежи современных тенденций в области избирательного права и юриспруденции, интеграцию молодых юристов в избирательную кампанию, совершенствование профессиональной этики молодых юристов, повышение качества юридического образования и правового просвещения. Участниками конгресса стали студенты ульяновских вузов, слушатели правовой академии, а также учителя права Ульяновской области.

4. Информация о проведении в 2016 году Всероссийского дня правовой помощи детям

18.11.2016 во всех субъектах Российской Федерации в четвертый раз прошел Всероссийский день правовой помощи детям. Данное мероприятие проводится ежегодно во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основной его целью является правовое просвещение детей и их родителей, а также консультирование по вопросам опеки, попечительства и прав детей-сирот для опекунов, приемных семей и граждан, планирующих усыновить ребенка.

В субъектах Российской Федерации было специально организовано свыше 42 тыс, пунктов консультаций, информация о работе которых была заблаговременно доведена до сведения заинтересованных граждан. Проведены различные просветительские мероприятия на базе общеобразовательных и детских дошкольных учреждений, более 3 тыс. - в детских домах и 95 - в пенитенциарных учреждениях. Всего в 2016 году в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям были проконсультированы почти 95 тыс. детей и примерно столько же взрослых граждан. В проведении мероприятий участвовали 5710 адвокатов и 4354 нотариуса.

Подробные сведения о проведении в 2016 году Всероссийского дня правовой помощи детям содержатся в приложении № 3.

5. Рекомендации субъектам Российской Федерации по организации правового просвещения детей

К числу мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения в соответствии с Основами отнесены:

включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно- смысловой сферы личности;

развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;

повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.

Учитывая вышеизложенное, в субъектах Российской Федерации должна быть организована работа по:

реализации мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения;

принятию региональных программ правового просвещения населения; учреждению должностей уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении, предусмотренных Конвенцией ООН «О правах ребенка»[5] и имеющих важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав человека;

осуществлению антикоррупционного просвещения учащихся. Также необходимо усилить работу по правовому просвещению в пенитенциарных учреждениях.

Кроме того, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо уделить особое внимание защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию путем разработки и реализации региональных программ обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[6].

В целях развития и популяризации системы правового просвещения на официальных сайтах муниципальных образований, органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» необходимо предусмотреть размещение информации о правах детей, об ответственности родителей, о службах, в которые можно обратиться, если нарушены права ребенка.


3Статья 11 Федерального закона Х° 324-ФЗ.

6 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 816-р.



Утверждены Президентом Российской Федерации 28.04.2011 X® Пр-1168,

   Статья 2S Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 324-Ф3).

Подпункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции».

Подробная информация, представленная органами государственной власти субъектов Российской Федерации о мероприятиях, проводимых в субъектах Российской Федерации, содержится в приложении № 2.

Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2010 К» 436-ФЗ «О зашите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».